Menu
Новая жизнь старого дома

Новая жизнь старого дома

Те, кому приходится часто...

Вуз, где рождаются профессионалы

Вуз, где рождаются профессионалы

Развивая образовательный ...

Литературно-исторический час "На Сталинградском направлении"  в  Ольхово-Рогской библиотеке

Литературно-исторический час "…

В начале мероприятия проз...

В Мальчевскую поклониться могиле прадеда

В Мальчевскую поклониться могиле пр…

Приезжал из Саратова моло...

Миллеровские районные новости 26.07.17

Миллеровские районные новости 26.07…

АРБУЗЫ С ЧИСТОГО ПРИЛАВКА...

Приглашаем на соревнования

Приглашаем на соревнования

Спорткомитет приглашает в...

За безопасность на улицах и дорогах

За безопасность на улицах и дорогах

Анализ оперативно-служебн...

С помощью членов добровольных дружин

С помощью членов добровольных дружи…

Практически во всех пригр...

О  состоянии пограничной безопасности

О состоянии пограничной безопаснос…

О  состоянии пограничной ...

Бдительность на границе

Бдительность на границе

В автомобильном  пункте п...

Гепатит А  и защита от него

Гепатит А и защита от него

По информации Европейског...

Железная дорога Миллерово-Журавка

Железная дорога Миллерово-Журавка

Напомним, что двухпутную ...

Пред След
Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

Уважаемые читатели! С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

Первые церковь и школа в Миллерово Избранное

Слева направо - сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов), протоиерей Павел Чехранов. Стоят: протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко, священник Алексий Трифильев, священник Владимир Волагурин, протоиерей Петр Фалевич Слева направо - сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов), протоиерей Павел Чехранов. Стоят: протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко, священник Алексий Трифильев, священник Владимир Волагурин, протоиерей Петр Фалевич

(Окончание. Начало в № 43, 44 от 10 марта.)

Священники

Через год после постройки церкви открывается вакансия священника. В сан священника 04. 07. 1904 г. был рукоположен бывший семинарист, 27-летний учитель Новочеркасской школы Владимир Иванович Волагурин. Уроженец Воронежской губернии.

За годы службы при Николаевской церкви Владимир Волагурин имел несколько наград и медаль. В 1908 году архиепископом Донским и Новочеркасским награжден набедренником¹. В 1909 преподано архипастырское благословение за усердные беседы с сектантами. В 1910 году утверждён членом Тарасовского благочиннического совета. В 1911 году архиепископом Донским и Новочеркасским за отлично-усердную службу награжден скуфьей². В 1911 году Владимир Волагурин крестил меннонита, этот важный факт обозначен в Донских епархиальных ведомостях³. В 1914 году получил благословление и грамоту от Святейшего Синода. В 1915 г. утверждается епархиальным противосектантским миссионером-проповедником и получает должность священника в Георгиевской новочеркасской церкви, продолжая затем службу в Новочеркасском Кафедральном соборе.

В ноябре 1915 года на место священника Владимира Волагурина определен 40-летний протоиерей Минской епархии Пётр Аполлинариевич Фалевич.

В истории Донской и Новочеркасской епархии одним из самых трагичных периодов были 1920-е годы. После установления на Дону советской власти Русская Православная Церковь, следуя Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятому 20 января (2 февраля) 1918 года, была лишена прав юридического лица и всех видов имущества. С этого времени приходские общины арендовали у государства храмовое здание и богослужебную утварь. В 1922 году властью было инициировано изъятие церковных ценностей, закончившееся судами над духовенством. Одновременно с изъятием Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б), следуя идеологии Л. Троцкого, направленной на борьбу с «реакционным тихоновским духовенством»⁴, внедрила в среду иерархии и духовенства обновленческий раскол⁵, образовав группу «Живая церковь»⁶. На Дону после временного отказа от управления Донской и Новочеркасской епархией архиепископа Митрофана (Симашкевича) и появления архиепископа-живоцерковника Мелхиседека (Николаева) почти все приходы епархии признали власть последнего.

Часть новочеркасского духовенства, поддержавшая «архиепископа» Мелхиседека, создала епархиальный обновленческий комитет. Почти сразу после учреждения комитета в Новочеркасске образовалась активная оппозиция обновленчеству. В нее входил и священник В.И. Волагурин. Они выступали против церковных реформ в любом виде, настаивая на том, что «церковные реформы могут производиться только церковным собором, законно созванным и законно собранным».

В январе 1923 года в Новочеркасске Владимир Волагурин был арестован по обвинению в участии в зашифрованной контрреволюционной организации вместе с вдохновителем организации - епископом Митрофаном (Гриневым) и его сторонниками.

Центральную роль в борьбе с обновленческим расколом на Дону сыграл священник, с 1923 года епископ, с 1929-го архиепископ Захария (Лобов), причисленный к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.

Епископ Захария вел активную переписку с миллеровским священником Фалевичем, в которой обсуждались проблемы обновленческого раскола. Эти письма хранятся в архиве УФСБ России по Ростовской области.

Занимая должность благочинного Миллеровского благочиннического округа, Пётр Фалевич присоединился к борьбе с обновленчеством. В апреле 1924-го был арестован и приговорён к заключению⁷. Советская власть обвиняла священника П. Фалевича в следующем: при богослужении он поминал св. Патриарха Тихона; «в день похорон вождя пролетариата товарища Ленина в проповеди говорил, что сегодня хоронят антихриста и что антихристы не любят поминок и похорон с колоколами»; без ведома органов власти собирал благочиннические собрания у себя в квартире; открыто говорил о гонении на духовенство в Москве.

Священники Волагурин, Фалевич и другие донские церковнослужители оказались в 1925 году в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Об этом свидетельствуют воспоминания и фотография, на которой:

слева направо - сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов)⁸, протоиерей Павел Чехранов. Стоят: протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко⁹, священник Алексий Трифильев, священник Владимир Волагурин, протоиерей Петр Фалевич.

У священника В. Волагурина на момент ареста, в 1923 году, в Новочеркасске оставалась его семья, а в Миллеро-во проживал отец. Сын Владимир Владимирович учился в Донтехникуме. Отбыв срок на Соловках, отец Владимир вернулся в Новочеркасск, где 20 апреля 1939 был снова приговорен на 7 лет лишения свободы за участие в контрреволюционной организации. Дальнейшая судьба Владимира Волагурина неизвестна.

Протоиерей Пётр Фалевич, отбыв срок заключения на Соловках, некоторое время жил в селе Девица Липецкой области. Но в 1937 году снова был арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и 11 августа 1937 года расстрелян.

1 Набедренник - награда даётся священнику за ревностное служение церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения). Навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

2 Скуфья - награда, вторая после набедренника. Является повседневным головным убором православного духовенства.

3 Донские епархиальные ведомости - официальный печатный орган Донской епархии - первое периодическое издание Русской Православной Церкви на Юге России. Издавались в Новочеркасске с 1869 по 1917 год.

4 Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси (р. 1865-у. 1925). После Октябрьской революции 1917 года в России Патриарх Тихон считал своим долгом не вступать в политическую борьбу и сохранить Церковь.

5 Обновленчество - раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.

6 “Живая церковь" - то же, что обновленчество.

7 С ним был арестован и священник церкви в сл. Г реково-Полненской Пётр Ледковский.

8 Служил при церкви сл. Нагольной-Голодаевки (совр. пос. Первомайский Кашарского района).

9 Служил там же.

Список используемых источников

1. Бирюкова Ю.А. Следственное дело периода обновленческой смуты. За что был осужден епископ Захария.

2. ГАРО. Ф. 226. Оп.3 . Дд. 11496, 11664, 11828, 11971.

3. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.222.

4. Донские епархиальные ведомости 1894 г. № 17; 1904 г. № 12; 1908 г. № 5; 1909 г. № 18, 31; 1910 г. № 19; 1911 г. № 11, 35; 1912 г. № 28; 1914 г. № 14; 1915 г. № 48.

5. Кузьменко Е.П. Мой город Миллерово. Ростов н/ Д.: Ростиздат, 2004. - С. 68.

6. Памятные книги ОВД. Донская Епархия в её настоящем положении. 1896 г.

7. Шадрина А. В. Неизвестные письма священномученика Захарии (Лобова) // Донской временник. Год 2015й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 154-162.

8. Шадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 44-50.

Изображения материала

Просмотр встроенной галереи онлайн в:
http://nash-krai.ru/index.php/history/4894-pervye-tserkov-i-shkola-v-millerovo#sigProGalleriac0c317ba78

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Разделы

Реклама в Миллерово

Местные новости

Инструменты

О нас

Будьте в курсе

Яндекс.Метрика