Menu
По дороге к Шолохову

По дороге к Шолохову

Через Миллеровский район ...

Самая северная точка на карте района

Самая северная точка на карте район…

В Кудиновке «Наш край» вх...

Будущее села - в фермерстве

Будущее села - в фермерстве

Считает молодой предприни...

Команда поедет на областную спартакиаду

Команда поедет на областную спартак…

В спорткомплексе им. А. Ч...

В гостях у летчиков

В гостях у летчиков

Делегация, состоящая из в...

Концерт Игоря Дзреева

Концерт Игоря Дзреева

В Миллерово с концертом п...

Голосование в конкурсе "Человек собаке друг"

Голосование в конкурсе "Челове…

Отдайте свой голос за луч...

Новый начальник поста

Новый начальник поста

Приказом Федеральной тамо...

Человек собаке друг

Человек собаке друг

Мы не планировали заводит...

К экзаменам готовы

К экзаменам готовы

Министр образования Росто...

Воспитатель по признанию

Воспитатель по признанию

Более 20 лет Наталья Влад...

Лютово-Попасный ключ

Лютово-Попасный ключ

Все знают, что без воды н...

Пред След
Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

Уважаемые читатели! С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

Покровская во имя Покрова Пресвятой Богородицы

К какому времени относится этот снимок или в какие годы мог быть сделан этот снимок? Ограда кирпичная прежде была, жердями потом  этот храм обнесен. Всевышнему слава, судьба сберегла – не уничтожен вандалами он… К какому времени относится этот снимок или в какие годы мог быть сделан этот снимок? Ограда кирпичная прежде была, жердями потом этот храм обнесен. Всевышнему слава, судьба сберегла – не уничтожен вандалами он…

В прошении от 6 января 1848 г. архиепископу Донскому и Новочеркасскому, подписанном Кутейниковой М. С., указывается, что она намерена построить в своем селении; «…на каменном фундаменте деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А как моих крестьянских душ для составления причта недостаточно будет, то близкие соседственные помещики хорунжий Иван Васильевич Кумшатсков с сестрою желают со своими 150 душами крестьян причислиться к будущей моей церкви…».

В деле № 3717 не отыскал сведений о начале строительства церкви. Однако нашел упоминание за 1853 год об освящении земли под ее строительство.

20 июля 1855 года последовал рапорт благочинного слободы Степано-Ефремовской (так указано в документе) священника Стефана Гринева архиепископу Донскому и Новочеркасскому о том, что в селении Покровском «…вновь строится кирпичная церковь, внутри отштукатурена, взнесены кресты…» (л. 127).

26 ноября 1855 г. была составлена опись церкви и ее имущества, которое в деле, к сожалению, отсутствует. Имеются сведения только о колоколах: первый – 26 пудов (426 кг 400 г),  второй – 11 пудов (180 кг 400 г), третий – 4 пуда (65 кг 600 г), четвертый – 2 пуда (32 кг 800 г). (л.-141).  Колокольный мелодичный звон вскоре поплывет над рекой Калитвой, горой и слободой.

31 декабря 1855 года проведено освящение церкви благочинным слободы Степано-Ефремово священником Стефаном Гриневым (л.155).

Первым священником нового православного храма во имя Покрова Пресвятой  Богородицы стал 27-летний Федор Мясищев. Он – дьяконский сын, окончил курс богословных наук в Воронежской семинарии (1850 г.). В семействе у него жена – Домникия Петровна (28 лет),  дети: Гавриил, Григорий, Стефан (от полугода  до трех лет).

После открытия церкви поселок Свиновской-Покровский становится слободой Покровской.

ИЗ «ВЕДОМОСТИ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ»

Большинского благочиния за 1894 год

1.      …построена в 1855 году местною бывшею владелицей крестьян сей земли слободы женою генерал-майора Меланьей Степановной Кутейниковой, ее собственными средствами.

2.      …каменная, покрыта железом, крепка и по числу прихожан поместительная, ограда  вокруг нее каменная.

3.      Причта сей церкви: священник, дьякон и псаломщик.

7.  Священник живет в доме матери его жены Марии Сорокиной; псаломщик - в собственном доме.

8. На содержание священнослужителей определенного жалования ниоткуда не имеется, а они пользуются доброхотными  доходами  от прихожан за исправление духовных их треб, каковых доходов в 1894 году получилось на весь причт 702 руб. 90 коп.  деньгами и зерновым хлебом более 200 пудов.

9. Зданий, принадлежащих сей церкви,  кроме каменной в ограде караулки, крытой железом, и при ней же каменного сарая для топлива, никаких нет.

20. При сей церкви существует только одна школа грамоты, открытая с 1889 г. 20 ноября, в ней в 1894/95 году учащихся состоит 50 мальчиков и 6 девочек, занятия в ней ведут вольнонаемный учитель Петр Павлович Иванов и священник Петр Васильевич Богомолов по закону Божьему.

В причте означены:

1.      Священник Петр Васильевич Богомолов, сын псаломщика, из иногородних, 27 мая 1867 г.р., окончил полный курс в Донской духовной семинарии в 1889 году. Священником Покровской церкви с 1893 г. Жена – Вера Васильевна, 1879 г.р., сын Михаил, 1893 г.р.

2.      Дьяконское место праздно.

3.      Псаломщик Павел Павлович Петровский, 46 лет, сын дьячковский, иногородний.

Заштатные и соротствующие:

Вдова, жена священника Домникия Петровна Мясищева, 8 января 1826 г.р. Живет в собственном доме сл. Покровской, получает из смеритурной епархиальной кассы 60 рублей и пенсиона 65 рублей.

Вдова, жена дьякона Евдокия Васильевна Иванова, 2 марта 1839 г.р. Живет в собственном доме с сыном в сл. Покровской.

Церковный староста, крестьянин Павел Андреевич Зубов.

                                           О ПРИХОЖАНАХ

Населенные пункты и прихожане

Число дворов

муж.

жен.

Всего

1

Сл. Покровская:

 

 

 

 

Военных нижних чинов

    православных -   

 

58

 

184

 

163

 

347

Крестьян собственников

       православных

137

542

549

1091

Иногородних православных

1

3

4

7

2.

Пос. Фомин-Усть-Широкинский:

 

 

 

 

 

Землевладелец Николай Степанович

1

1

4

5

 

Военных нижних чинов

православных -

23

92

108

200

 

Временнообязанных крестьян

православных -

46

197

153

350

3.

Пос. Кумшатско-Ореховый:

 

 

 

 

 

Владельцы: полковник

Иван Иванович 

1

2

2

4

Дмитрий Иванович Кумшатские

1

1

1

2

Военных нижних чинов

православных

17

68

53

121

Крестьян временнообязанных

православных

46

187

165

352

4.

Пос. Кутейниково-Орехово: (автор: в дальнейшем – х. Иллиодоровка)

 

 

 

 

Крестьян местных собственников

православных

18

81

77

158

Иногородних местных

собственников православных

3

14

16

30

 

ИТОГО:

357

1372

1295

2667

 

ИЗ «ВЕДОМОСТИ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ»

Дегтевского благочиния за 1906 год

2. …она каменная, покрыта железом, крепка во всех своих частях, крыша колокольни над папертью, в которой находится щель, которая, по осмотру в 1904 году господином архитектором, требует перестройки всей колокольни заново (авт. – колокольня стоит до сих пор без перестройки, а щель замазана цементным раствором), и по числу прихожан очень тесная, ограда каменная.

3. Престол всей церкви один - во имя Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября (авт.: 14 октября  новый стиль).

5. Причт при сей церкви по штату: священник, дьякон, псаломщик (дьякона нет).

7. Священник живет в доме своей жены, а псаломщик - на квартире.

8. На содержание священнослужителей определенного жалования ниоткуда не имеется, и они пользуются доброхотными доходами от прихожан за исправление их духовных треб, каковых доходов в 1906 году получено на причт деньгами 655 рублей 13 коп., собрано по приходу разного зернового хлеба на 300 руб., треб в 1906 г. было: крещений – 216, браков – 30, погребений – 175.

9. При сей церкви находится одно, только ей принадлежащее, деревянное здание  меркой 16 ар.х20 (авт. – 12 м х15 м), здание предназначено служить помещением для церковных сторожей и для церковно-приходской школы, покрыто оно железом, построено в 1898 г. (авт.: далее идет речь о денежных суммах, выделенных на строительство причтового дома, церковно-приходской школы и караулки).

20. При сей церкви с 20 ноября 1885 года открыта церковно-приходская школа, в ней заведующим состоит и Закон Божий преподает местный священник Петр Васильевич Богомолов, а остальные предметы - учитель Абрам Васильевич Гончаров, имеющий звание учителя, и помощник учителя Иван Антонович Руденко, окончил курсы наук в Колодезянской второклассной церковно-приходской школе. Помещение школы удобное, без квартиры учителя. Учащихся в нем в сем году: мальчиков - 76, девочек - 27.

22. В приходе сей церкви земского или министерского училища нет.

О ПРИХОЖАНАХ

Населенные пункты и прихожане

Число дворов

муж.

жен.

Всего

1

В сл. Покровской:

 

 

 

 

Духовенство

2

4

8

12

Дворян

2

2

5

7

Крестьян

253

909

870

1779

2.

В пос. Орехово-Кутейниковском

(Иллиодоровка):

 

 

 

 

 

Крестьян

36

180

170

350

3.

В пос. Фомин-Усть-Широкинском

 

 

 

 

Крестьян

165

642

599

1241

4.

В пос. Орехово-Кумшатском:

 

 

 

 

Дворян

1

-

1

1

Крестьян

92

379

362

742

 

ИТОГО:

551

2116

2015

4131

1939 ГОД. КРЕСТЫ УСТОЯЛИ

Мы уже знаем, что Покровская церковь была закрыта 17 июля 1939 года. Она не разделила трагической участи соседней церкви.

Старожилы прошлых лет рассказывали о попытке сдернуть церковные кресты с купола и колокольни. К ним привязали веревки и лошадиной упряжкой стали стаскивать, но веревки оборвались,  и еще долго их обрывки болтались над церковью. Кресты устояли! Лишь наклонились в северную сторону, оставаясь в таком положении 70 лет, пока их не заменили на новые (2009 г.).

О существовании решения Криворожского райисполкома мне стало известно в 2014 году. Но еще раньше, в начале двухтысячных  годов, жительница г. Миллерово Норченко (Осадченко) Прасковья Федоровна (1916-2009 г.) поведала такой факт. Родившегося в марте 1941 года сына Алексея (их семья жила в х. Каменке) она носила крестить в Ольхово-Рогскую церковь. Покровская была закрыта.

1944 г. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Во время Великой Отечественной войны - в годину суровых испытаний советское государство стало вновь открывать ранее закрытые православные церкви. Дождалась своего желанного часа и Покровская.

В фонде 4173 ГАРО хранится «Регистрационное дело № 107 Покровской церкви Миллеровского района» (на 102 листах, начато 31 октября 1944 г. и окончено 19 ноября 1964 г.). Хочу познакомить со списком тех, кто служил в ней.

1.      Попов Семен Иванович, 3.02.1885 г.р., служил с апреля 1944 г.

2.      Рыжик Конон Романович, служил с октября 1950 г.

3.      Азбукин Дмитрий Петрович, 1896 г.р., служил с 16 августа 1955 по 8 августа 1962 г.

Эти священники, как оказалось позже, завершали советский период истории Покровской церкви.

Не могу не удержаться, чтобы не привести два любопытных факта, относящихся ко времени служения Азбукина.

1.      У батюшки была добротная лошадь с подводой, на которой он объезжал населенные пункты своего прихода. Эта  лошадка  стала «мозолить» глаза властям, которые потребовали ее сдать. Что в конечном итоге Азбукин был вынужден сделать. Имеющийся в деле акт свидетельствует: «…что лошадь была сдана заготовителю Морозову Ф. М.» (л. 75-78).

2.      «В ночь с 8 на 9 января 1961  (примерно в 2 или 3 часа ночи) храм был ограблен…» (л. 79-82).                  

1962 г. ВТОРОЕ ЗАКРЫТИЕ ХРАМА

Работа церкви была прекращена в период хрущевской борьбы с религией. Такая политика власти породила новую волну закрытия православных церквей в СССР. Начавшаяся сверху и докатившаяся до самого низа, где фактически разворачивались все события. Эта печальная участь постигла и Покровскую церковь.

Обратимся к «Материалам по религии» (ф. 1 ст. 1) муниципального архива отдела администрации Миллеровского района.

В протоколе  № 3 заседания исполкома Никольского сельсовета депутатов  трудящихся от 2 марта 1962 года значится вопрос повестки дня: «Разбор заявлений граждан, членов приходской Покровской церкви». По результатам его рассмотрения было принято следующее решение: «Просить исполнительный комитет Миллеровского районного совета депутатов трудящихся о вступлении в ходатайство перед областным исполкомом о закрытии Покровской церкви ввиду распада ее членов управления: церковной двадцатки, церковной ревкомиссии и церковного совета, а также отсутствуют дьячок, староста и псаломщик».

6 марта 1962 года Миллеровский райисполком выносит решение № 62 «О снятии с регистрации религиозного православного общества в сл. Покровской Миллеровского района».

С 15 по 25 мая 1962 года для ознакомления верующих Покровской церкви было вывешено следующее объявление: «Доводится до сведения граждан, что существовавшая двадцатка Покровской православной церкви распалась,  в связи с чем договор между райисполкомом и двадцаткой от 8 августа 1944 г. на передачу церковного здания утратил свою силу 15 мая 1962 г. Райисполком».

Далее в письме Миллеровского райисполкома сообщается уполномоченному совета по делам русской православной церкви при Ростоблисполкоме  Политико В. Т.: «За этот период жалоб, претензий и заявлений в исполком райсовета, а также в исполком Никольского сельского совета не поступало».

Ростовский облисполком своим решением № 591 от 6.07.1962 г. Покровскую церковь закрыл.

12 июля 1962 года уполномоченный по делам русской церкви при Ростоблисполкоме Политико В. Т. направил вышеуказанное решение и другие материалы о закрытии церкви в Совет Министров СССР. Совмин своим постановлением № 20 от 4 октября 1962 года снял с регистрации религиозное общество в сл. Покровской.

Необходимо отметить факт, который заслуживает нашего внимания. В регистрационном деле имеется упоминание, что гражданин Рябченко (авт.; без указания инициалов, такая фамилия была только в х. Осиновке) написал письмо в Совмин СССР с просьбой разъяснить причину закрытия Покровской церкви. (л. 102).

И что же? После этого Совет министров переадресовал письмо в Ростов, из которого вышеупомянутый Политико направил его Миллеровскому райисполкому для объяснения. А что было дальше – неизвестно…

С 20 августа 1962 г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы перестала действовать (л. 95). В то время это был последний действующий храм в Миллеровском районе (в пределах его административной территории 1962 г.).

Подведем итог: второй период служения церкви продолжался 18 лет (1944-1962годы).

После закрытия церковь использовалась совхозом «Курский» как склад для хранения зерна и сена. Затем стала бесхозной, подвергаясь постепенному запустению, разрушению.

«Черные копатели» варварски разорили все захоронения церковного кладбища, по всей видимости, отыскивая в них драгоценности. Постепенно исчезли находившиеся там каменные надгробия.

Владимир Петрович Житников, руководитель Мальчевского туристического клуба «Аммонит», побывав в 1997 году со своими ребятами в храме, к счастью, записал текст с плиты, которая тогда еще там находилась. Вот он: «Здесь покоится прах вдовы генерал-майора Меланьи Степановны Кутейниковой, урожденной Ефремовой. Родилась 13 ноября 1805 года, скончалась 11 июля 1881 года».

Благодаря Житникову  нам известны даты рождения и смерти той, которая построила Покровскую церковь.

СВЯЩЕННИК АЗБУКИН

Какова же дальнейшая судьба Дмитрия Петровича Азбукина? Деятельность его как священника прекращена с 8 августа 1962 г. Ему было 66 лет. Уместно сказать, что он жил в крестьянской хате, недалеко от церкви, которая находилась через дорогу.

Матушка, Софья Павловна, запомнилась жителям своим мастерством шитья одежды для детей и женщин (имя-отчество матушки смогла вспомнить жительница Никольской Локтева Раиса Петровна).

Затем семья Азбукиных перебралась жить в Миллерово, поселилась на ул. К. Маркса, 26. Некоторые слобожане рассказывали мне, что в 60-е и 70-е годы никольцы и жители ближней округи ездили к батюшке домой, чтобы он окрестил их детей. О том, что он совершал требы, свидетельствует документ из ГАРО. 27 июня 1964 года зав. Миллеровским райфинотделом П. Сычев и старший инспектор госдоходов Н. Колесников в письме Ростовскому сельскому облфинотделу (отдел госдоходов) сообщают, что «священник Азбукин Д. П. самовольно производит религиозные обряды в поселках нашего района, так, в сл. Криворожье окрестил детей граждан Агафоновой Л. Я., Демьяненко В. И., Кострубиной Л. В., Лазаревой А. И. За каждого ребенка получал плату 5-6 рублей».

Сельский священник, по воспоминаниям прихожан, был общителен, интересовался их жизнью, делами. Никольцы, покровцы и жители других хуторов хранят о нем добрую память.

Канцурова (Беликова) Е. С. рассказывала, что батюшка был уважаем и любим. Сельская детвора тянулась к нему, всегда получала сладости. Зимой катал на санях, желал, чтобы дети росли здоровыми. Расспрашивал их о школьных и домашних делах. И, конечно, приглашал в церковь на молитвы. Многие родители приходили на богослужение с детьми.

Миллеровец Гудинов А. П. вспоминает гостеприимство батюшки и уважение к людям.

Пользуясь «Алфавитной книгой служителей культа церквей, молитвенных домов области «А-Я 1945-1955 гг.». (Ф.Р.-4173, оп. 5., дело 4), хочу познакомить с биографическими данными батюшки. Хотя по некоторым из них возникли вопросы.

Дмитрий Петрович родился в сентябре 1896 года в г. Болхове Орловской области. С 1905 по 1913 год учился в школе и затем в высшем начальном училище г. Болхова.

С июля по октябрь 1915 г. служил рядовым в царской армии в г. Владимире.

С октября по июль 1918 г. находился в плену в г. Ролентберге (Австрия).

 С 1918 г. по январь 1923 года жил с матерью и сестрой-учительницей, помогая им по хозяйству и в торговле.

 С января 1923 г. по июль 1928 г. исполнял обязанности псаломщика Петровской церкви г. Болхова.

С июля 1928 г. по январь 1933 г. работал псаломщиком в с. Репнино Болховского района.

С января 1933 г. по май 1943 года служил псаломщиком в соборе г. Малоархангельска Орловской области.

С мая 1943 г. по 12 октября 1954 г.  - священник в Бобруйской обл. (Белорусская ССР).

С 25 ноября 1954 г. - священник Покровского молитвенного дома ст. Кагальницкой Ростовской области.

С 16 августа 1955 г. по 8 августа 1962 г. был настоятелем Покровской церкви сл. Покровской Миллеровского района.

Недавно при подготовке этой статьи установил, что Азбукин Д. П. умер 3 июня 1979 г. в Миллерово.                                             

1995  год.  ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Михаил Иванович Чинников, живущий в пос. Ярском, неоднократно бывал в сл. Никольской. Его привлекала находившаяся на другом берегу Калитвы заброшенная церковь. Подумывал о том, что хорошо было бы восстановить ее – пусть служит людям по своему назначению!

С 7 сентября 1995 года он со своими братьями Александром и Алексеем принялись восстанавливать церковь. Разместились в будочке, сооруженной ими для временного проживания. Трудились две недели.

Начали с уборки коровьего навоза, который скопился за годы бесхозного состояния здания. Опустевшая слобода стала пастбищем для скота. Так как не было дверей, то скот заходил в помещение, а иногда пастухи сами загоняли, укрывая его от жары или дождя. Установили изготовленные из своего материала окна и двери. Завезли два КамАЗа щебня. Все приобретали на свои средства. Устроили пешеходный мостик возле переезда на реке Калитве.

Помощь со стороны слобожан была минимальной. Работницы СТФ вместе с бригадиром Локтевым Григорием Васильевичем помогли разгрузить и занести щебень. Эту же работу выполняла пенсионерка Беликова Елена Григорьевна (1931-2002 г.). Группа детишек-школьников носила воду с речки и смывала всевозможные надписи и рисунки со стен внутри помещения.

Стараниями одних братьев Чинниковых, конечно, невозможно было выполнить большой объем работы по восстановлению.

Горькая констатация:  установленные окна и двери со временем все-таки кто-то украл.

Значит, время возрождения храма не подошло… Так, в запустении, он простился с ХХ столетием...

2005 год. ВОЗРОЖДЕНИЕ

В 2002 году супруги Николай и Маргарита Покровины поселились в сл. Никольской. Они прибыли из Калининградской области. Новое место жительства Николай избрал неслучайно. Родина матери, деда и прадеда – х. Екатериновка – находилась недалеко отсюда. Главное же, домик, который ему приглянулся на южной окраине слободы, недалеко от реки Калитвы. Из его окон открывался притягивающий вид одиноко стоящей кирпичной Покровской церкви.

Супруги – верующие люди. Стали ездить на богослужение в Верхне-Макеевский мужской монастырь Кашарского района, где свела их судьба с иеромонахом Алипием.

Но душа  не успокаивалась, глядя на заброшенную церковь. Они стали часто в нее приходить и молиться. Такие посещения приводили к мысли, что храм должен соответствовать своему главному назначению – собирать людей на молитвы. Этот вопрос Николай стал обсуждать с  иеромонахом Алипием. Съездили в Ростовскую епархию, где было одобрено  предложение.

Так началось возрождение храма Покрова Пресвятой Богородицы. 29 марта архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон благословил Николая иконою «Воскресение Христово». Ему предстояло возглавить сбор пожертвований и восстановительные работы по обустройству скита от Верхне-Макеевского мужского монастыря.

Начались подготовительные работы,  поиск благодетелей, которые оказали бы необходимую помощь.

Для сбора пожертвований Покровин отправился в поселок Янтарный Калининградской области, где прежде жил. На его просьбу откликнулись родственники, друзья, состоятельные люди. За две недели собрал немалые деньги. По возвращении в слободу продолжил сбор пожертвований. И уже в  конце апреля приступил к делу.

Произвел обмер всех параметров здания и сделал расчеты для заказа необходимых строительных  материалов.

13 июня к церкви был доставлен типовой передвижной бытовой вагончик, переданный СПК «Восход» (сл. Никольская). Глава Никольской сельской администрации Васильченко Николай Петрович распорядился привезти из х. Луки металлическую автобусную остановку. Ее поместили рядом с вагончиком, чтобы люди могли отдохнуть от работы на  перерыве.

Николай поселился в вагончике и стал трудиться весь световой день. Жена ему помогала и поддерживала. До самого окончания восстановления церкви Маргарита доставляла еду, преодолевая реку в брод (пока не был построен мостик). При разливе Калитвы, вызванным сильным летним дождем, когда уровень воды значительно поднимался, она ставила корзину с продуктами на голову и переносила ее дважды в день.

Селяне не остались в стороне и откликнулись на призыв, стали принимать участие в самых разных работах. 15 июня разгрузили и занесли 17 куб. м пиломатериала (брус, доски, рейки и др.). Была очищена прилегающая территория от бурьяна (ДРСУ выделило роторную косилку), битого кирпича, камней и другого хлама, собравшегося за многие годы.

Делали подсыпку песка к фундаменту здания. Заготавливали и ошкуривали столбики из акации, рыли ямы для них. Затем на этих столбах закрепили изгородь из сетки-рабицы. Заносили песок, щебень, цементный раствор, бетонировали пол. Была уложена плитка стараниями Кадиева Алексея Николаевича (х. Каменка). Произведена штукатурка и побелка стен внутри здания. Восстановлена в некоторых местах утраченная кирпичная кладка. Установлены новые окна и двери, застелены и покрашены полы.

Николай сам залатал и покрасил большой купол. В установке стропил на крыше и ее обрешетке, перекрытий на колокольне ему помогал Беликов Михаил Егорович. Кровельщики из Миллерово покрыли крышу новым оцинкованным железом (всего 250 кв. м).

В сентябре установили на звоннице семь колоколов (один большой, три средних, три малых), которые были изготовлены в Воронеже. Ликами Богородицы и святителя Николая украшен центральный колокол.

Заасфальтировали во дворе дорожки к храму, площадку перед въездными воротами рабочие ДРСУ (директор Журавлев Виктор Михайлович). Большую помощь в организации этой работы оказывал Локтев Михаил Иванович, замдиректора по технической части.

Николай совершил поездку в Софрино Московской области, привез оттуда необходимую церковную утварь. Люди приносили в церковь иконы. Мария Тихоновна Толкушина преподнесла ткань, ковровые дорожки – Анна Петровна Беликова. Установили иконостас, переданный из Верхне-Макеевского мужского монастыря, который в дальнейшем был заменен на новый.

Считаю необходимым назвать имена тех, кто оказывал наибольшую помощь в восстановлении церкви:

Шаповалов Алексей Иванович – директор СПК «Восход». Направлял работников из конторы, гаража, тракторной бригады для выполнения различных работ. Выделял бульдозер, экскаватор, самосвалы, тракторы с тележками, трактор с бочкой для подвоза воды питьевой и технической.

Финансовую и материальную помощь оказали:

Болтенко Валерий Николаевич – руководитель СПК «Каменка».

Хмельницкий Александр Валерьевич – директор ГОКа.

Пашаев Виктор Александрович, предприниматель.

Федоренко Николай Николаевич, предприниматель.

Канцуров Владимир Борисович, предприниматель.

Фоминское лесничество.

Миллеровская воинская (танковая) часть.

А также жители сл. Никольской: супруги Николай и Маргарита Покровины, Савченко Анна Ивановна, Ващенко Екатерина Епатовна, Свинкина Валентина Михайловна, Свинкин Егор Егорович, Беликов Михаил Егорович, Беликова Анна Петровна, Дорошенко Любовь Федоровна, Ващенко Тамара Григорьевна, Васильченко Любовь Григорьевна, Надаенко Елена Васильевна, Павленко Антонина Александровна, Слепаченко Алексей Федорович, Донченко Надежда Васильевна, Коробкина Наталья Анатольевна, Калениченко Анна Ивановна, Галичев Александр Харитонович, Крикунов Василий Кириллович.

Х. Каменка:  Канцурова Надежда Андреевна, Канцурова Ирина Викторовна, Тарадина Зинаида Ивановна, Изюмова Наталья Васильевна, Изюмов Николай Викторович, Канцуров Николай Николаевич, Кульковы Любовь Ивановна и Виктор Сергеевич, Капленко Татьяна Ильинична, Кадиев Алексей Николаевич, Кадиева Ольга Алексеевна, Локтева Ольга Владимировна, Кузнецова Мария Семеновна, Линиченко Алексей Васильевич и Галина Васильевна.

Х. Иллиодоровка: Кудинов Иван Петрович (1938-2014), Кудинова Надежда Алексеевна, Поляхов Александр Иванович (1930-2011г.), Крестьянинов Анатолий Васильевич (1932-2008 г.), Заяц Валентина Владимировна, Глобина Зинаида Ивановна, Терновая Алла Ильинична, Тимошенко Раиса Алексеевна, Звычайная Нина Михайловна (1939-2012 г.).

Работали на восстановлении храма и  паломники. Запомнилась трудница Марина, которая жила здесь месяц и выполняла самые разные трудоемкие работы.

Многие жители бывали поодиночке и семьями  один-два раза. Такой показатель фактически учету не поддается, и поэтому они  здесь не упоминаются.

Главное, люди пришли и помогли, пусть и безымянные. Спасибо всем.

Примечателен один из моментов благоустроительных работ. Группа парней из х. Каменки (человек 15-20) приехала на мотоциклах и старенькой легковушке. Попросили дать им любую работу. По-молодецки, энергично, задорно ребята закапывали столбики и ставили сетку для изгороди.

Во второй половине сентября 2005 года был сделан переходной мост бригадой  из пяти мужчин-пенсионеров во главе с Канцуровым Николаем Ивановичем (1934-2014 г.). Удалось установить имена только двоих из них (Канцуров Н. И. и Шаповалов А. М. (1942 г.). Вот нам и пример несовершенства человеческой памяти: прошел всего десяток лет, а имена забыты.

Мне тоже довелось участвовать в благом деле восстановления. Прежде всего, информационное обеспечение этого процесса. 6 апреля в газете «Наш край» появилась моя публикация «Благовещение – добрая, радостная весть», в которой сообщалось, что началась подготовка к возрождению церкви. 10 июня – «Благословение архиепископа» - владыкой Пантелеимоном посещение Покровского храма и его благословение на начало работ. В дальнейшем связывался с редакцией газеты, и ее корреспондент Т. А. Шевченко периодически писала о ходе восстановления и открытия церкви (20 июля, 16 сентября, 12 октября, 25 октября).

А до середины августа, пока не уехал в больницу на операцию, помогал в разметке изгороди, разгружал пиломатериалы. Подавал доски на крышу, ошкуривал столбики и закапывал их, очищал территорию, разбрасывал песок, носил щебень, цементный раствор для бетона. Со мной несколько раз трудился мой 9-летний внук – Сергей Ермашев, который с усердием выполнял посильную работу (убирал мусор, разбрасывал песок, подносил щебень).

Вел работу среди односельчан, приглашая их на помощь. В большинстве случаев, говоря им так: «Если вам позволяет здоровье, если у вас есть возможность и желание – приходите, пожалуйста».

К 14 октября в церкви подготовил и разместил информационный стенд по ее истории.

На восстановление приходил со своей бабушкой Валей и Юра Беликов. Ему было 5 лет, но он старательно и увлеченно выполнял посильную ему работу. Носил песок, убирал территорию… На детскую Рождественскую елку 7 января 2006 года ему, как самому младшему участнику восстановления церкви, вручили торт.

Все реставрационные и благоустроительные работы, начавшиеся в июне, завершили к престольному празднику храма. 12 октября в газете «Наш край» корреспондент Т. А. Шевченко в заметке «Богослужение на Покров» написала: «И вот, приближая день Покрова Пресвятой Богородицы, люди с радостью в сердце восклицают: «Церковь к богослужению готова!».

В пятницу, 14 октября, колокольный звон собрал много людей на праздник престола. Церковь отметила третье рождение, припавшее на 150-летие со дня своего открытия.

Прихожане хлебом-солью встретили архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона. Он сказал собравшимся, что укреплению православия и возрождению духовности народа служит восстановление храмов. Владыка поблагодарил всех, кто трудился и вносил пожертвования. Он же произвел освящение престола.

В храме звучало монашеское пение, которое дополняли певчие из Воронежа. После завершения богослужения на подворье было организовано угощение для многочисленных гостей.

Люди с душевным волнением и благодарностью переживали престольный праздник.

Такого единения людей, трудового энтузиазма и желания сообща совершить важное для общества дело в последующее десятилетие не наблюдалось.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ХРАМА

В ноябре 2005 года Ростовской епархией настоятелем церкви был назначен иеромонах Димитрий (Королев Анатолий Иванович, 1947 г.). Первое богослужение он провел 19 декабря – на Николаев день. Затем служба в церкви проводилась регулярно.

Что в дальнейшем было сделано им по усовершенствованию всего комплекса церковного хозяйства?

Проведена электролиния от сл. Никольской до церкви, освещено здание и территория подворья. Пробурены две скважины (2006 г. – для технической воды, 2007-й – для питьевой). Внутри здания была установлена трофейная немецкая «буржуйка» на дровах, на смену ей потом пришло электрическое отопление, а затем сооружена котельная на дизтопливе, из которой и сейчас производится отопление в церкви.

Построено два домика (один - на две кельи, второй - на четыре). В хозяйственно-бытовой комплекс входит: ванная, парилка, два душа, стиральная машина, имеются горячая и холодная вода, два теплых туалета. Отопление здесь дровяное.

Сейчас строится просторная трапезная, находящаяся в стадии завершения. Имеется подвал. На пожертвования установлены новые окна и двери. Ограда из сетки-рабицы заменена на железобетонную.

Церковный двор преобразился: вдоль дорожек - цветочные клумбы,  посажены кустарники. Заложен фруктовый сад, высажены березы и сосны. Имеется небольшой огородик для овощей.

Внутри церкви тоже произошли изменения. Заново отштукатурены и покрашены стены, установлены новый иконостас и иконы. Повешено паникадило (большая и малая люстры). Церковь располагает в достаточном количестве церковной утварью. Приобретено новое распятие Иисуса Христа.

Совершаются требы.

Церковными певчими являются: Покровина Маргарита Сергеевна, Пимченко Анна Ивановна, Свинкина Валентина Михайловна, Безручко Жанна Ивановна.

НОВЫЕ КРЫША, КУПОЛА И КРЕСТ

С 17 октября по 26 декабря 2008 г. была осуществлена замена кровли из оцинкованного железа на медную (медные листы изготовлены на Уральском заводе цветных металлов).

23 апреля 2009 года установлены маковка и крест на звоннице, а 24 апреля заменены купол и крест на нем. Кресты изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана. Высота большого купола – 3,75 м, диаметр – 3,90 м, вес – 2 т 200 кг, на звоннице маковка – 1,10 м, вес – 150 кг.

При проведении данных работ использовался немецкий кран весом 36 тонн, со стрелой – 38 м, общая площадь кровли с куполом - 390 кв. м, исполнитель – Краснодарская фирма «Родонеж», специализирующаяся на установке церковных кровель и куполов. Все работы выполнила бригада из четырех человек, бригадир – Хилько Евгений Юрьевич. «Дон Агро» выступило  спонсором всего комплекса мероприятии.

С 1 января 2006 года церковь находится на территории Криворожского сельского поселения и входит в состав Миллеровского благочиния.

 

НОВЫЙ МОСТ

В августе 2010 года через реку Калитву был проложен новый основательный, устойчивый переходной мост длиной 35 метров, на металлической основе и с такими же поручнями, настил из дерева.

Инициаторами и организаторами его строительства стали А. А. Васильченко (зав. ХПП) и В. А. Калашников (завгар). Генеральный директор ООО «Никольское» А. И. Шаповалов выделял стройматериалы, технику, командировал работников автогаража и тракторной бригады: сварщики – Свинкин Е. Е., Мартыненко Н. А., рабочие – Безручко С. Н., Лебедев Ю. П., Лебедев Е. Ю., Васильченко С. Н., Васильченко В. Н., Локтев В. Н., Ващенко А. М., Яковенко А.Е., Опенченко С. А.

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ

Что же сохранилось в памяти людей из жизни церкви и ее прихожан?

На службу приходили и приезжали на лошадях прихожане из правобережных населенных пунктов: сл. Покровской, хуторов Свободного (Жидовка), Ново-Никольский (Чуянка), Голицын, Иллиодоровка, Самсоновка, Пролетарский, Ново-Покровский (Кавказский), Тарасовка, Каменка, Калиновка (Бугрянка), Курский (после закрытия в 1939 г. Лютовской церкви), Макаровка, Фоминка, Ореховка, Касьяновка.

Левобережье Калитвы: сл. Никольская (после закрытия ее церкви, 1939 г.), хутора Осиновка, Желтухин, Луганский, Луки, Стульнев, х. Вершинный, сл. Криворожье (после закрытия Троицкой церкви, 1934 г.), с. Ольховый Рог (после закрытия Вознесенской церкви в 1959 г.).

В церкви проходили богослужения: годовые, седмичные, суточные. Наиболее всего ждали и чтили Пасху и престольный праздник (14 октября). Служба была особо торжественна, совершался крестный ход. На церковной площади в престольный праздник шла бойкая торговля яблоками, сладостями и т.д. Для детей устраивались игры, качели, карусели.

Одной из ярких сторон церковной жизни было хоровое пение. Здесь всегда был хороший хор певчих (40 - 60-е г.) Старожилы вспоминают никольских хористов. Наиболее значимой фигурой среди них был Калениченко Максим Логвинович – регент (руководитель хора). Вместе с ним пели: Локтева Екатерина Ивановна, Калашникова Татьяна Васильевна, Глухова Евдокия Дмитриевна, Локтев Павел Дмитриевич, Кучеренко Василий Дмитриевич, Мерезниченко Емельян Федорович, Терновая Агафья Илларионовна, Васильченко Федор Николаевич, Беликов Андрей Григорьевич (сл. Покровская) и др.

Храм был закрыт, но еще долгое время (60 – 80-е г.) к его стенам в Покров день приходили пожилые любители церковного пения, наполняя благостным песнопением всю округу.

Вспоминает Канцурова Екатерина Сергеевна (Беликова), 1949 г. р., уроженка сл. Покровской: «Слобожане по-особому готовились к своему престолу. Ведь  сюда съезжались и приходили из хуторов, основанных выходцами из сл. Покровской: Каменки, Калиновки, Самсоновки, Ново-Покровки (Кавказского), Макаровки. Значит, будут встречи с родственниками, сватьями, кумовьями, друзьями!..

В крестьянских хатах земляные полы устилались камышом, соломой, на которые потом укладывали тулупы, фуфайки для устройства ночлега гостей.

Калитва была еще богата рыбой, и хлебосольные слобожане готовили наваристую уху (юшку). Да и курочки, уточки, гусочки шли в дело…».

ЦЕРКОВЬ, КАК ПАМЯТНИК ПОКИНУТОЙ СЛОБОДЕ

Давайте вслушаемся в такие слова: «Церковь – есть!       Слободы – нет…»

Да, когда-то слобода Покровская была многочисленной и значимой – центром Никольско-Покровской волости, Николо-Покровского сесльсовета. Чего только в ней не было…

По рассказам уроженца сл. Покровской Осадченко Тимофея Федоровича (1907-2005 г.), жившего затем в хуторах Каменке, Самсоновке, г. Миллерово, и других  людей, сложилась яркая и насыщенная картина многосторонней жизни слободы.

Она  единственный населенный пункт района такого значения, который уже не существует. (Покинутый, брошенный, исчезнувший, исключенный из учетных данных). Это исключение произошло в августе 1972 года. Кстати, слобода заканчивала свой жизненный путь в статусе «хутор». Последней его жительницей была Беликова Вера Андреевна (1933-2012 г.), проживавшая девять  лет сначала с одним из сыновей, а затем в одиночестве. В 1993 году переехала к дочери в Миллерово.

От берега Калитвы до мелового взгорья на всей площади, где располагалась когда-то сл. Покровская, стоит лишь церковь со своими  новыми постройками. Вокруг ничего нет. Это единственное место в районе, где церковь есть, а населенного пункта нет.

Она стоит как памятник покинутой слободе. Хотелось бы написать более подробно о Покровской (некоторым материалом располагаю), надеясь при этом на помощь и поддержку покровцев. Мне непонятно, почему слобожане ни разу не собрались на своей малой родине?

А вот 11 июня 2016 года, Иллиодоровцы, пролетарцы, кавказцы, тарасовцы соберутся на свою пятую встречу.

А в заключение непременно скажу: «Она на земле нашей была!»

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

Мой род по отцовской линии – Ващенко, Ляховы, Осадченко (по-уличному – Голованы) – прихожане Покровской церкви, по материнской линии – Канцуровы, Локтевы (Долгополы) – прихожане Николаевской.

Мы были крещены в Покровской церкви: старший брат Владимир и я – священником Поповым С. И. Младший брат Николай и сестра Раиса – Азбукиным Д. П. В возрожденной Покровской церкви иероманах Димитрий крестил моих внуков Кирилла и Полину.

Моя прабабушка Гаша – Агафья Емельяновна Ващенко (Осадченко, родилась в сл. Покровской в 1870 году, умерла в декабре 1956 года  х. Кавказский). Помню ее хорошо.  Я учился в первом классе, когда прабабушки не стало, мне шел восьмой год. В девичестве она и несколько ее покровских подруг совершили паломничество в Киево-Печорскую лавру. Там она нашла и встретилась с одним из ее служителей, который ранее был священником Покровской церкви и ее крестным отцом.

После Киева паломники отправились в Иерусалим, но, как говорила Агафия Емельяновна: «туда басурмане (т.е. турки) не пустили».

На вопросы удивленных покровцев, как они добрались до Киева, отвечала: «Как, как…Язык до Киева доведёт!»

         Дополнение к упоминаемым в тексте архивным материалам и газетным публикациям:

Э. Сокольский. Просветленный берег. «Донской временник», 2010 г. с. 110-113.

Т. Лавронов. Храм по рождению. «Наш край», № 114, 142, 29.08.2008 г.

Т. Понеделкова. Храм-юбиляр. «Наш край», № 203, 204, 13.10.2015 г.

В октябре 2005 года Ростовское телевидение в своем информационном выпуске показало сюжет о возрожденной Покровской церкви.

 В. Ващенко. Православные храмы земли Миллеровской. Церкви XIX века. № 9, 10, 21 января 2016 г.

Получились ли  у меня некоторые страницы и эпизоды историй Николаевской и Покровской церквей – судить не мне. Во всяком случае, я старался, чтобы мои земляки и читатели узнали побольше из истории храмов, давших имена слободам.

   Те, кто помогал мне.

Мною уже назывались фамилии людей, которые помогали устанавливать истории церквей. Продолжаю список:

Степаненко Наталья Александровна – зав. читальным залом ГАРО, 2006 г.

Филонова Наталья Николаевна – сотрудник ГАРО.

Скороход Ольга Ивановна – краевед.

Усов Николай Иванович – краевед.

Омельченко Любовь Степановна – краевед.

Петрич Ольга Николаевна – ведущий специалист Миллеровского отдела  загса.

Осадченко Тимофей Федорович (1907-2005 г.).

Локтев Владимир Григорьевич (1937 г.).

Спиченко Андрей Федорович (1930 г.).

Ермашева Ольга Георгиевна (1949-2016 г.).

Слепаченко Алексей Федорович (1938 г.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Разделы

Реклама в Миллерово

Местные новости

Инструменты

О нас

Будьте в курсе

Яндекс.Метрика