Menu
В Грай-Воронце новый ФАП

В Грай-Воронце новый ФАП

В начале ноября в хуторе ...

Пусть множится казна России

Пусть множится казна России

Вначале декабря Федеральн...

Гарант экономической стабильности

Гарант экономической стабильности

День работника налоговых ...

Жизнь и призвание

Жизнь и призвание

Четверть века назад Галин...

Будущие космонавты

Будущие космонавты

В лицее №7 прошёл открыты...

Путь семьи

Путь семьи

Житель хутора Туроверов А...

Дни правового просвещения

Дни правового просвещения

Ирина РУКАВИШНИКОВА, заме...

«Я самая!»

«Я самая!»

Наталья Рыжикова, 40 лет....

Почетный работник, мама, бабушка

Почетный работник, мама, бабушка

В ноябре юбилейный день р...

Культурная группа «Признание»

Культурная группа «Признание»

В конце октября свершилос...

"Муха" 18.11.17

"Муха" 18.11.17

SMS-сообщения присылайте ...

Миллеровские районные новости 18.11.17

Миллеровские районные новости 18.11…

СДЕЛАНО НА ДОНУ Еще одно...

Пред След
Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

Уважаемые читатели! С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

История церкви Казанской Божьей Матери слободы Нижненагольной

Церковь Казанской Божьей Матери, сл. Нижненагольная. Дата снимка неизвестна Церковь Казанской Божьей Матери, сл. Нижненагольная. Дата снимка неизвестна

Слобода Нижненагольная - одна из старейших среди населенных пунктов Миллеровского района. Основана помещиком Н. В. Машлыкиным и заселена крестьянами-малороссами, выходцами из разных губерний страны. Своего Божьего дома долгое время не имела. Ее жители более 60 лет молились в Вознесенской церкви Машлыкино (1), а после ходили за семь верст в Волошино (2), несмотря на снежные заносы, трескучие морозы, половодье и непролазную грязь.

Помещиков эта проблема не волновала. Поэтому на сельском сходе в ноябре 1894 г. решили строить церковь на собственные средства. Общественный приговор подписали Удовенко, Герасименко, Литовченко, Лисогоровы и др. крестьяне-собственники, имеющие право голоса(3).

Поверенным крестьянского общества поселка Нижненагольного Средне-Наголинской волости Донецкого округа стал И. Н. Ефремов, представитель старинного дворянского рода, почетный мировой судья, человек образованный и неравнодушный. В марте 1895 г. в заявлении на имя Донского и Новочеркасского архиепископа он просит от имени доверителей разрешить построить в их поселке храм и сообщает, что ими уже собрано 4 тыс. рублей. Этих денег, конечно, было недостаточно, но селяне обещали «производить общественные поиски или наниматься всем обществом на полевые работы и вырученные таким образом деньги обратить на постройку церкви»(3). Кроме того, возвести церковные здания, дома для священника в 150 кв. аршин и не менее 80 кв. аршин - для псаломщика.

В апреле 1895 г. благочинный священник И. Семенов и помощник Митякинского станичного атамана урядник Чу-батов прибыли в Нижненагольную, с согласия жителей определили место для будущей постройки. Однако неурожайные годы и связанное с этим бедственное положение крестьян затягивали решение вопроса. Только через два года и после массы необходимых согласований был подготовлен план церковной площади с церковью, размером в две десятины земли. После этого приступили к строительству.

Архитектор И. П. Злобин, принимавший работу, подписал акт, что церковь «построена согласно утвержденному проекту и из материалов надлежащего качества». Для этих целей наголинцы заблаговременно сторговали старое храмовое здание в каком-то более богатом селе за 15 тыс. рублей.

В октябре 1899 г. И. Н. Ефремов в своем новом прошении архиепископу сообщает, что построение церкви доведено до конца. «Жители поселка, напрягавшие все свои силы в течение трех лет на исполнение своей заветной мечты иметь у себя Божий храм, видят свои надежды близкими к осуществлению и всепокорнейше просят... разрешить освящение вновь отстроенного храма»(3).

Отсчет истории Господнего дома, возведенного с таким трудом и исключительно на средства прихожан, начался 29 декабря 1899 г., когда священник Митякинского благочиния В. Зеленский освятил храм во имя Казанской Божьей Матери «в сослужении пяти священников и одного диакона, в присутствии попечителей, прихожан и значительном стечении посторонних богомольцев»(3).

Новая деревянная церковь стояла на высоком каменном фундаменте, имеющем форму креста. На двускатной железной крыше красовались купол и колокольня, совместная со зданием храма. Утвари запасли достаточно: иконостас, 20 икон, 23 книги духовного содержания, 6 колоколов, облачения для священника и прочее. Не забыли про просторную саманную караулку из двух комнат с теплой передней и отдельным входом. В ней размещалась школа грамоты, открытая в селе еще в 1887г. (4). Позже приходом для неё построено новое деревянное здание. С 1896 г. школа стала церковно-приходской(5). Обучение в ней велось на должном уровне. Здесь же размещалась библиотека, для взрослых прихожан проводились народные чтения.

Церковь приписали к Волошинскому храму. Самостоятельный приход в Нижненагольной открылся лишь 13 октября 1905 г. указом Святейшего Синода за №10266 (6). Первыми священнослужителями стали Д. Панчишкин и Н. Голубятников, а их прихожанами - жители Александровского, Ново-Александровского, Пампуринского, Самбурского и Верхне-Камышинского населенных пунктов. Приписной была Никаноровская Вознесенская церковь (5). Хозяйственными вопросами ведало попечительство под председательством крестьянина Н. Тельнова (6), финансы доверили старосте Ф. Герасименко (5).

История Казанской церкви в советские времена мало чем отличается от истории других сельских храмов нашего края. Службы, под влиянием властей, постепенно сошли на нет. В 1937 г. местный колхоз купил церковное здание у РАЙФО(5) за 18 600 руб. и переоборудовал под клуб, а официальное закрытие Волошинский РИК оформил только 28 февраля 1938 г. (7).

Однако в июле 1945 г. религиозная община, состоящая из 20 человек, опять добивается открытия церкви. Подписывает с районными властями договор о передаче ей культового здания,

обязуется беречь его, использовать по назначению, содержать на свои средства и возвратить в том же виде, каким оно было принято. Церковь, уже без колокольни и купола, ветхий изношенный инвентарь - такое хозяйство принял священник П. Р. Косоротов (8).

К августу 1959 г. Казанский храм окончательно прекратил свою деятельность. Ростовский областной исполком изъял здание у верующих 14 июня 1960 г. и передал колхозу «Ленинский путь»(8). Объясняя свои действия тем, что религиозная община слабая, активности не проявляет, церковнослужители отсутствуют. Кроме того, «церковь располагается в центре села рядом с амбарами, клубом, школой, памятником Ленину, магазинами, правлением колхоза, и исполнение религиозных обрядов мешает нормальной жизни села» (8). В доказательство прилагал заявления учителей, работников культуры, комсомольцев и трудящихся, ходатайствующих о её закрытии. 1 июля 1960 г. церковь сняли с регистрационного учета (9).

ИСТОЧНИКИ:

1. ГАРО. Ф.226.Оп.2.Д.5068.

2. ГАРО. Ф.226.Оп.2.Д. 5853.

3. ГАРО. Ф.226.Оп.3. Д.9890.

4. РГИА. Ф.93.Оп.3. Д.282.

5. ГАРО. Ф.223.Оп.3.Д.11662.

6. ДЕВ. 1 ноября 1905г. №31. 7.Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920 - 1930-е годы: сб. док. / Л.В. Табунщикова, А.В. Шадрина. Ростов н/Д, 2013.

8. ГАРО. Фр.4173.Оп 4.Д. 106.

9. ГАРО. Фр.4173.Оп.5.Д. 170.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Разделы

Реклама в Миллерово

Местные новости

Инструменты

О нас

Будьте в курсе

Яндекс.Метрика