Menu
Город помнит освободителей

Город помнит освободителей

В Миллерово 17 января отм...

Избрали лидера диаспоры

Избрали лидера диаспоры

На базе центра культуры и...

Электронный больничный

Электронный больничный

С 1 июля 2017 года в Рост...

Минута славы для читателей

Минута славы для читателей

В библиотеках Миллеровско...

Рождественское чудо

Рождественское чудо

По благословению благочин...

Заседание единороссов

Заседание единороссов

Накануне 75-й годовщины...

Новый порядок голосования

Новый порядок голосования

Особенностью текущей камп...

Новости 20.01.2018

Новости 20.01.2018

Видеонаблюдение на участк...

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение

Читатели спрашивают, чт...

Пред След
Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

Уважаемые читатели! С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

История церкви Казанской Божьей Матери слободы Нижненагольной

Церковь Казанской Божьей Матери, сл. Нижненагольная. Дата снимка неизвестна Церковь Казанской Божьей Матери, сл. Нижненагольная. Дата снимка неизвестна

Слобода Нижненагольная - одна из старейших среди населенных пунктов Миллеровского района. Основана помещиком Н. В. Машлыкиным и заселена крестьянами-малороссами, выходцами из разных губерний страны. Своего Божьего дома долгое время не имела. Ее жители более 60 лет молились в Вознесенской церкви Машлыкино (1), а после ходили за семь верст в Волошино (2), несмотря на снежные заносы, трескучие морозы, половодье и непролазную грязь.

Помещиков эта проблема не волновала. Поэтому на сельском сходе в ноябре 1894 г. решили строить церковь на собственные средства. Общественный приговор подписали Удовенко, Герасименко, Литовченко, Лисогоровы и др. крестьяне-собственники, имеющие право голоса(3).

Поверенным крестьянского общества поселка Нижненагольного Средне-Наголинской волости Донецкого округа стал И. Н. Ефремов, представитель старинного дворянского рода, почетный мировой судья, человек образованный и неравнодушный. В марте 1895 г. в заявлении на имя Донского и Новочеркасского архиепископа он просит от имени доверителей разрешить построить в их поселке храм и сообщает, что ими уже собрано 4 тыс. рублей. Этих денег, конечно, было недостаточно, но селяне обещали «производить общественные поиски или наниматься всем обществом на полевые работы и вырученные таким образом деньги обратить на постройку церкви»(3). Кроме того, возвести церковные здания, дома для священника в 150 кв. аршин и не менее 80 кв. аршин - для псаломщика.

В апреле 1895 г. благочинный священник И. Семенов и помощник Митякинского станичного атамана урядник Чу-батов прибыли в Нижненагольную, с согласия жителей определили место для будущей постройки. Однако неурожайные годы и связанное с этим бедственное положение крестьян затягивали решение вопроса. Только через два года и после массы необходимых согласований был подготовлен план церковной площади с церковью, размером в две десятины земли. После этого приступили к строительству.

Архитектор И. П. Злобин, принимавший работу, подписал акт, что церковь «построена согласно утвержденному проекту и из материалов надлежащего качества». Для этих целей наголинцы заблаговременно сторговали старое храмовое здание в каком-то более богатом селе за 15 тыс. рублей.

В октябре 1899 г. И. Н. Ефремов в своем новом прошении архиепископу сообщает, что построение церкви доведено до конца. «Жители поселка, напрягавшие все свои силы в течение трех лет на исполнение своей заветной мечты иметь у себя Божий храм, видят свои надежды близкими к осуществлению и всепокорнейше просят... разрешить освящение вновь отстроенного храма»(3).

Отсчет истории Господнего дома, возведенного с таким трудом и исключительно на средства прихожан, начался 29 декабря 1899 г., когда священник Митякинского благочиния В. Зеленский освятил храм во имя Казанской Божьей Матери «в сослужении пяти священников и одного диакона, в присутствии попечителей, прихожан и значительном стечении посторонних богомольцев»(3).

Новая деревянная церковь стояла на высоком каменном фундаменте, имеющем форму креста. На двускатной железной крыше красовались купол и колокольня, совместная со зданием храма. Утвари запасли достаточно: иконостас, 20 икон, 23 книги духовного содержания, 6 колоколов, облачения для священника и прочее. Не забыли про просторную саманную караулку из двух комнат с теплой передней и отдельным входом. В ней размещалась школа грамоты, открытая в селе еще в 1887г. (4). Позже приходом для неё построено новое деревянное здание. С 1896 г. школа стала церковно-приходской(5). Обучение в ней велось на должном уровне. Здесь же размещалась библиотека, для взрослых прихожан проводились народные чтения.

Церковь приписали к Волошинскому храму. Самостоятельный приход в Нижненагольной открылся лишь 13 октября 1905 г. указом Святейшего Синода за №10266 (6). Первыми священнослужителями стали Д. Панчишкин и Н. Голубятников, а их прихожанами - жители Александровского, Ново-Александровского, Пампуринского, Самбурского и Верхне-Камышинского населенных пунктов. Приписной была Никаноровская Вознесенская церковь (5). Хозяйственными вопросами ведало попечительство под председательством крестьянина Н. Тельнова (6), финансы доверили старосте Ф. Герасименко (5).

История Казанской церкви в советские времена мало чем отличается от истории других сельских храмов нашего края. Службы, под влиянием властей, постепенно сошли на нет. В 1937 г. местный колхоз купил церковное здание у РАЙФО(5) за 18 600 руб. и переоборудовал под клуб, а официальное закрытие Волошинский РИК оформил только 28 февраля 1938 г. (7).

Однако в июле 1945 г. религиозная община, состоящая из 20 человек, опять добивается открытия церкви. Подписывает с районными властями договор о передаче ей культового здания,

обязуется беречь его, использовать по назначению, содержать на свои средства и возвратить в том же виде, каким оно было принято. Церковь, уже без колокольни и купола, ветхий изношенный инвентарь - такое хозяйство принял священник П. Р. Косоротов (8).

К августу 1959 г. Казанский храм окончательно прекратил свою деятельность. Ростовский областной исполком изъял здание у верующих 14 июня 1960 г. и передал колхозу «Ленинский путь»(8). Объясняя свои действия тем, что религиозная община слабая, активности не проявляет, церковнослужители отсутствуют. Кроме того, «церковь располагается в центре села рядом с амбарами, клубом, школой, памятником Ленину, магазинами, правлением колхоза, и исполнение религиозных обрядов мешает нормальной жизни села» (8). В доказательство прилагал заявления учителей, работников культуры, комсомольцев и трудящихся, ходатайствующих о её закрытии. 1 июля 1960 г. церковь сняли с регистрационного учета (9).

ИСТОЧНИКИ:

1. ГАРО. Ф.226.Оп.2.Д.5068.

2. ГАРО. Ф.226.Оп.2.Д. 5853.

3. ГАРО. Ф.226.Оп.3. Д.9890.

4. РГИА. Ф.93.Оп.3. Д.282.

5. ГАРО. Ф.223.Оп.3.Д.11662.

6. ДЕВ. 1 ноября 1905г. №31. 7.Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920 - 1930-е годы: сб. док. / Л.В. Табунщикова, А.В. Шадрина. Ростов н/Д, 2013.

8. ГАРО. Фр.4173.Оп 4.Д. 106.

9. ГАРО. Фр.4173.Оп.5.Д. 170.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Разделы

Реклама в Миллерово

Местные новости

Инструменты

О нас

Будьте в курсе

Яндекс.Метрика