Menu
Помним и чтим

Помним и чтим

Митинг, посвященный 76-й ...

«Дива» очаровала всех

«Дива» очаровала всех

Миллеровцы - победители м...

Договор с региональным оператором

Договор с региональным оператором

С 15 января 2019 года в г...

С хорошим настроением

С хорошим настроением

Художественный руководите...

Символ года в титовском "Теремке"

Символ года в титовском "Терем…

В Титовском детском саду ...

Нюансы объединения смежных участков

Нюансы объединения смежных участков

Кадастровая палата по Рос...

Встретили Старый  Новый год

Встретили Старый Новый год

Добрая компания односельч...

В Рождество

В Рождество

Глава администрации Ольхо...

Новости 19.01.2019

Новости 19.01.2019

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРУППА ПОБ...

«Миллеровсельмаш»  со знаком качества

«Миллеровсельмаш» со знаком качест…

В минувший четверг директ...

В ночном небе над Миллерово

В ночном небе над Миллерово

76-й годовщине освобожден...

Пред След

Контактный телефон редакции - 8(86385)3-03-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово
Требуется уборщица Требуются автосварщик и автослесарь

Летя в пыли на почтовых

 Степь, дорога... И кажется,  вот-вот вылетит из-за поворота лихая тройка. Степь, дорога... И кажется, вот-вот вылетит из-за поворота лихая тройка.

Сегодняшнее наше путешествие — в период более чем 200-летней давности. И особо интересно то, что проделаем мы  его по той же самой дороге, которойездили в XVIII веке, — Московско-Казанскому тракту. Здесь когда-то проезжали цари и военные,  поэты и чиновники — это был путь на юг, на Кавказ.

Начинался он в первопрестольной и шел сначала до Воронежа, а потом на юго-восток, на станицу Казанскую, а оттуда —в  юго-западном направлении, пролегая по территории нашего нынешнего Миллеровского района. Этим путем мы и поедем.

Первая станция находилась неподалеку от Дегтево. От нее путь лежал на Терновую, потом на Ольховый Рог. 

Эта слобода считалась крупной почтовой станцией. Если в других на территории северной части Области войска Донского (например, Кашарской, Боковской, Усть-Медведицкой) было по 10 лошадей, то в Ольхово-Рогской — 46. Размещались они в конюшне, которая стояла за нынешним ФАПом, а руины каретной можно увидеть там в зарослях деревьев и сегодня. Толстые каменные стены и почерневшие, полусгнившие деревянные балки  не хотят сдаваться времени. 

Здание почтовой станции  многим поколениям жителей слободы хорошо знакомо, не раз видели его и те, кто здесь бывал, — ведь в нем  и сейчас находится почта. Можно только позавидовать умению тогдашних мастеров строить на века!

Сейчас его обшили сайдингом, даже сделали два вида входа — обычные ступеньки и пологий «комфотный» подъем. Снаружи не сразу и догадаешься, что здесь бывали   предки (аж до восьмого колена) ныне живущих поколений, и среди них немало людей, оставивших след в истории 

Отечества. А вот внутри помещения можно почувствовать, как говорится, «дуновение истории» - старинные стены имеют свой особенный запах, свою ауру.

Но пора ехать дальше, на слободу Никольскую. Когда здесь проходил тракт, называлась она по-другому — поселок Свиной. Примерно в том месте, где сейчас стоит Покровская церковь, тракт разделялся. Одна дорога так и шла под меловой горой и вела на юго-запад, в столицу донского казачества Черкасск (тогда его называли новый — ныне Новочеркасск). А другая  -  по пескам вдоль реки Калитвы пролегала на Криворожье и далее  на Ставрополь и Кавказ. Чтобы попасть на эту дорогу, нужно было сначала перебраться через реку. И если летом это сделать было несложно, то весной  во время разлива для переправы приходилось использовать паром, который почему-то называли «самолетом».  Вмещал он до трех повозок.

Сегодня свидетели той далекой эпохи — отроги меловых гор, тихая речка Калитва в купах деревьев да  пески, поросшие степным разнотравьем,  ковылями и редким кустарником. 

На Криворожской грунтовке как раз и можно вообразить себе и почувствовать, что ты едешь по тому самому тракту. А что? Вокруг — ни души,  машины, которые могли бы нарушить впечатление, встречаются крайне редко. Под ногами — такой же песок, как и сотни лет назад, такие же душистые полевые травы, такой же жаркий, раскаленный воздух, также слышен птичий звон, а высоко в небе парит то ли орел, то ли коршун.  И кажется, что вот-вот вылетит из-за поворота лихая тройка, а в экипаже — бравый офицер, едущий на Кавказскую войну, чтобы стать героем или сложить буйную голову. Если не обращать внимание на хвойный массив справа 

(лесонасаждения у нас появились только в 60-х годах прошлого века) и линию электропередачи,  то картина вполне представляемая.

Многих видел этот старинный тракт. Великие классики оставили о нем  воспоминания. Вот что писал 26 июня 1828 года своему другу А. Грибоедов: «Любезный Андрей. Мухи, страшная пыль и жара, одурь берет на этой проклятой дороге, по которой я в 20 раз проезжаю...». А  Александр Сергеевич Пушкин увидел другое: «До Ельца дороги ужасны... Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине... Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности, показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественника...» («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»). 

Несмотря на то, что время неумолимо  уносит за собой свои приметы, кое-что остается. Еще в начале 70-х годов прошлого века, когда не было асфальта от Ольхово-Рогского перекрестка до Никольской, сельские пацаны находили на дороге, которую местные называли «голощак», старинные пуговицы, бусы, монеты, патроны и даже как-то - кинжал с ладанкой. Этими «трофеями» хвастались друг перед другом, менялись.  Особенно богатым был «улов» после «астраханца» - юго-восточного ветра, сносившего пески с места. Об этом рассказал житель слободы Виктор Николаевич Строителев. К сожалению, из этих находок ничего не сохранилось, слишком уж малы были искатели — по 6-7 лет,  ничего не понимали в исторической  ценности предметов. 

Может быть, и сейчас лежат где-то под асфальтом или в песках  вещи, потерянные в дороге теми, кто проезжал по ней 100, 200, 300  лет назад. Но теперь найти их значительно труднее, да и места, где проходил тракт, с открытием железнодорожного и автомобильного сообщения заглохли, обезлюдели. Зато они как нельзя лучше подходят для познавательных, исторических и литературных путешествий по родному краю.

Одним из главных назначений Московско-Казанского почтового тракта была переправка почты, как фельдъегерской, военной и государственной, так и гражданской. Ольхово-Рогская станция, например, принимала почту из Москвы, Усть-Медведицы, Ставрополя, Кавказа, Черкасска и отправляла её по тем же направлениям. Все упряжки оснащались колокольчиками и бубенцами, так что их приближение в темное время суток и в непогоду было слышно заблаговременно. Движение было круглосуточным, на почтовых каретах с левой стороны устанавливался фонарь. Освещал он мало, зато обозначал габариты упряжки, чтобы избежать столкновений. Работа кучеров и ямщиков была нелегкой и опасной. В метель и вьюгу легко было сбиться с пути, в глухой степи стать добычей разбойников или волчьей стаи.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Важное

Реклама в Миллерово

Инструменты

О нас

Будьте в курсе


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 660

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 663