— В Миллеровском районе действительно реализуется комплексный проект модернизации образования. Он состоит из нескольких направлений, которые попросту можно определить так: материально-техническая база, внедрение новых методов обучения (на основе новой материальной базы), совершенствование системы питания школьников, их медицинского обслуживания и спортивной подготовки. Кроме того, значительные средства выделяются на повышение зарплаты учителям, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольных учреждений.
— Что включают эти пункты проекта? Давайте начнём с материально-технической базы.
— Сразу хочу уточнить, что школы города и района разделены на две категории. Из 32 школьных учреждений 15 определены как базовые, и мы будем говорить в основном о них. Все базовые школы были оснащены предметными кабинетами для начальной школы, включающими в себя цифровые микроскопы, интерактивные доски, проекторы, оборудование для выполнения демонстрационных работ по темам, изучаемым по предмету “Окружающий мир”, учебно-лабораторным оборудованием, а также мобильными компьютерными классами.
Компьютер сегодня — основной инструмент обучения. В школах города и района сегодня 1535 единиц компьютерной техники. То есть на каждых пять учеников мы имеем один компьютер. Для сравнения: в 2010 году у нас был один компьютер на почти 14 учеников. Областной показатель 2013 года — округлённо — один на семерых. Тут надо ещё учитывать, что та же интерактивная доска — это тоже практически компьютер, только большим, для всего класса, монитором. И работают с нею и учителя, и все ученики, так что закончить школу и не получить хотя бы базовых знаний работы на компьютере просто невозможно.
— Сколько стоит всё это оборудование в масштабах нашего района?
— В 2013 году было получено компьютерное оборудование для 18 школ на 4,5 миллиона рублей, учебно-лабораторное оборудование для 12 школ на 20 миллионов, лингафонные кабинеты для 7 школ на 2,5 миллиона, интерактивное оборудование для 15 школ на сумму 2 миллиона и мультимедийное оборудование для 14 школ обошлось в миллион рублей.
— Оборудование устанавливается не только в базовые школы?
-Ну разумеется, не только в базовые! Если программа обучения предполагает какое-то оборудование, то будь даже школа малокомплектная, с десятком учеников, мы снабжаем её таким оборудованием. Иначе эти ребята, когда перейдут учиться в базовую школу, просто будут отставать от других.
Кстати, к материальной базе надо добавить школьные автобусы. В 2013 году мы получили автобусы для пяти школ на сумму 6,9 миллиона рублей, а всего в районе 47 школьных автобусов примерно по 73 школьным маршрутам подвозят в школу и обратно около 1400 детей. Все автобусы оснащены приборами спутниковой навигационной системы мониторинга ГЛОНАСС/ GPS с контрольным устройством режима труда и отдыха водителей.
— Вы упомянули о новых методах обучения…
— Это тоже связано с компьютеризацией. Причём не только школ, но и школьников: сейчас почти в каждой семье, где есть ребёнок школьного возраста, есть и компьютер, как правило, подключённый к Интернету. Если не через телефонную линию, то через спутниковую антенну или модем, который продают компании сотовой связи.
С целью более полного охвата учащихся профильным обучением, посещающих школу одаренных детей «Эрудит», гимназия №1 оснащена оборудованием видеоконференцсвязи для организации дистанционного обучения школьников вне зависимости от места жительства. То есть, если ученик чего-то не может узнать в своей школе, если он несколько опережает общую школьную программу (а она, само собой, рассчитана на средний уровень учащихся), он в любой момент может зайти на сайт «Эрудит» и получить более полные знания практически по любому школьному предмету — было бы желание. На видеоконференции он может задавать вопросы и тут же получать ответы — всё в режиме он-лайн, как на обычном уроке.
— С учёбой более-менее понятно, а как с питанием школьников?
— Эта проблема решена почти полностью. За 2012 и 2013 годы переоснащены современным технологическим оборудованием 6 школьных столовых и пищеблоков, что позволило довести общий охват школьников питанием до 99 процентов. Скажу и про спортивный инвентарь — за два последних года мы эту проблему закрыли полностью. Новым направлением в 2013 году стало оснащение медицинских кабинетов аппаратно-программными комплексами для проведения доврачебной диагностики уровня психофизиологического и соматического здоровья школьников. Тут мы только начали работу — оборудование поставлено пока только в три миллеровские школы: гимназию №1, четвертую и восьмую. В нынешнем году надеемся пополнить этот список.
— Вопрос по зарплате учителей. Действительно ли учитель сейчас уже может думать о том, как дать знания ученикам, а не только, чем накормить собственных детей?
— Вопрос, конечно, неоднозначный. Сказать, что учителей засыпали деньгами, я не могу. Назову цифры, а читатели пусть сами решают, много это или мало. Итак, средняя заработная плата по Ростовской области по статистике на начало 2013 года составила 17030 рублей, на конец 2013 года — 21699 рублей. Заработная плата учителей составила на начало 2013 года 19027 рубля (111% от средней по региону), на конец 2013 года -21902 рубля (109% от средней по региону). Заработная плата воспитателей составила на начало 2013 года 11678 рублей (68,4 % от средней по региону), на конец 2013 года — 19739 рублей (91% от средней по региону). Заработная плата педагогов дополнительного образования составила на начало 2013 года 9720 рублей (57 % от средней по региону), на конец 2013 года -16276 рублей (75 % от средней по региону). То есть, как видите, зарплата в школах растёт, но нам ещё есть куда стремиться. И я надеюсь, что и в этом вопросе мы не будем отставать от темпов роста по другим пунктам школьной реформы.
— Я думаю, наши читатели вместе со мной пожелают вам успехов и в этом направлении, и во всех остальных, о которых мы говорили. Спасибо за интервью.