Дипфейк: что это и как его используют мошенники

В последнее время наблюдается увеличение фактов мошенничества с помощью так называемых дипфейков — аудио и видео, обработанных с помощью нейросетей. С этой технологией мошенники подделывают голоса и изображения реальных людей, после чего звонят их друзьям, коллегам и подчиненным. Цель одна — запугать, ввести в заблуждение и выманить у потенциальной жертвы деньги. Разъясняет Миллеровская межрайонная прокуратура.

Право и закон

Уровень создания дипфейков таков, что помимо имитации голоса и изображения, идет социальное профилирование жертв или создание профиля личности, на которую направлена атака. Данные кибермошенниками берутся из соцсетей, персональных данных или из украденных документов — банковских, медкарт или водительских удостоверений. Так создается реалистичный профиль жертвы — с интересами, слабостями, чертами характера, который и используется для манипулирования.

Преступники действуют так: вам звонит якобы родственник, коллега или друг и пытается получить от вас деньги или рассказывает о проведении в отношении вас проверки органами спецслужб. Голос при этом имитируется, а злоумышленник использует факты из жизни потенциальной жертвы. Это может быть даже видеозвонок в котором используется дипфейк с изображением человека.

Подменные видео и аудио мошенники получают с помощью нейросетей. Однако для их обучения требуются образцы голосов и изображения людей — чем больше, тем качественнее получится подмена. Мошенники берут всю информацию из открытых источников — в первую очередь, из соцсетей.

Если вы получили видео- или аудиосообщение от близких, начальника, знакомого вам человека с просьбой сообщить информацию, перевести деньги или дать показания сотруднику спецслужб сразу звоните человеку лично и уточните достоверность информации.

Чтобы ваш голос и лицо не стали образцами для обучения нейронных сетей, следуйте нескольким простым правилам: 
⁃ Не рассказывайте много о себе в интернете. Не публикуйте в социальных сетях много личных фотографий и видеоматериалов.
⁃ Ограничьте доступ к вашим соцсетям списком друзей и близких. Это полностью не избавит от проблем, но снизит возможный риск.
⁃ Не отправляйте свои личные данные, фотографии и видео другим людям без необходимости.
⁃ Будьте осторожны при звонках с незнакомых номеров, не спешите первым отвечать, используя «Да», «Согласен», «Подтверждаю».
⁃ Ставьте надежные пароли и подключите двухфакторную аутентификацию везде, где это возможно.

И еще раз напоминаем, что сотрудники банка и любых правоохранительных органов никогда не спрашивают каких-либо данных о ваших банковских счетах и картах, тем более не запрашивают коды подтверждения, не просят оформить кредит, не просят перевести деньги куда-либо и не звонят посредством мессенджеров «Телеграм», «WhatsApp» и т.д. Услышав, что вам звонит сотрудник банка или правоохранительных органов сразу отключайтесь — никаких контактов! Как только вы начинаете контактировать, злоумышленники сразу ориентируются — у них есть разработанные схемы для каждого гражданина. Никакие следственные действия по телефону проводиться не могут. В случае необходимости вас вызовут повесткой.

Наш край