Дни покаяния и светлой радости: у православных верующих начался Успенский пост

Дни покаяния и светлой радости: у православных верующих начался Успенский пост

Сегодня православные верующие вступают в один из четырех многодневных постов – Успенский, который продлится с 14 по 27 августа включительно. В народе его принято называть «Спасовка». Именно на этот период и сразу после него приходятся одни из самых любимых россиянами Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. За яркими и вкусными названиями стоят возникшие из древней христианской традиции церковные праздники. Об их значении и смысле приближающегося поста беседуем с благочинным Миллеровского церковного округа, настоятелем храма апостола Андрея Первозванного иереем Романом Калининым.

— Отец Роман, Успенский пост ежегодно длится две недели, но по строгости не уступает Великому. С чем это связано?

— Относительно возникновения Успенского поста существует два общепринятых мнения. Первое — он установлен перед двумя величайшими праздниками: Преображения Господня и Успения Божией Матери. Второе основывается на том, что Матерь Божия после того, как Христос был распят, несла с апостолами проповедь в разные страны и проводила свои дни в посте и молитве. Когда архангел Гавриил принёс Ей весть о том, что скоро Она преставится и душой вознесётся к Сыну, Она особо усердно молилась и постилась. Как накануне Воскресения Христова мы постимся в воспоминание о том, как Христос провёл сорок дней в пустыне, так и перед праздником Успения — Богородичной Пасхой — постимся и молимся, вспоминая Её пост. Отсюда и строгость. До революции 1917 года в эти дни  нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

— Открывает Успенский пост (14 августа) праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Он имеет и другие, народные названия: Медовый Спас, Спас на воде и Макаввей или Маковый Спас. Какова история их возникновения?

— Православная церковь в этот день вспоминает о традиции Крестного хода в Константинополе, освещении водоемов древнего города частичкой Креста, на котором был распят Христос, что позволило избавиться от эпидемии (отсюда и «Спас на воде»), а также о победе русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в ХII веке. Праздник обращает верующих к почитанию Креста Господня, как орудия нашего спасения, напоминания о Голгофской Жертве и о том, какой ценой было принесено нам искупление.

Что касается народных традиций, то они уходят корнями в глубь веков. Название «Спас» проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Медовый, потому что  в это время обычно приступали к своей работе пчеловоды и пасечники. В этот день в храмы приносят для освящения мед, а также выпечку с поспевшим маком. Именуют Медовый Спас и Макавеем — в честь семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, казненных сирийским царем, день памяти которых также приходится на 14 августа.

— Почему Преображение Господне или Яблочный Спас —  считается особой вехой в череде праздников Успенского поста?

—  Преображение Господне, отмечаемое церковью 19 августа — двунадесятый великий праздник, связанный с событиями, произошедшими незадолго до Крестных страданий Спасителя. Это единственный Господский праздник в череде церковно-богослужебного года, как бы вынесенный из хронологии евангельских событий и специально перенесенный на августовские дни для того, чтобы не было утрачено его значение.  В этот день Господь, явившись на Фаворской горе трем наиболее близким ученикам — Петру, Иакову и Иоанну — укрепляет их веру для грядущего правильного понимания Страстных дней и показывает, что то сияние Божества, к которому они оказались причастны, та близость богообщения, которого в совершенно особой мере они удостоились, есть дар верующим в Него. Таким образом Иисус Христос показал людям, как в будущем преобразится мир. Освящая в этот день яблоки и другие плоды, церковь наполняет людской труд Божией благодатью.

 

— Ореховый, Хлебный, Третий Спас — народные названия еще одного церковного праздника, который приходится на следующий после Успения день. Его также называют Нерукотворным Спасом или Спасом на холсте. Почему?

— Церковью этот праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Значение народных названий связано  с тем, что когда Иисус Христос однажды умылся, а затем вытер лицо полотенцем, то на нем (холсте) отпечатался Его Образ.

— Как правильно поститься в предстоящие четырнадцать дней? Так ли важно в соответствии с праздниками и народными традициями употреблять в пищу мед, яблоки и орехи?

— Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно употреблять в пищу рыбу. Но каждый христианин должен решать этот вопрос индивидуально, желательно с духовником — в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека.

При этом вопросы, обязательно ли есть мед в Медовый Спас, сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса, не должны затмевать смысл поста.

Нужно уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, — лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Фото: Наталья Сетракова

Автор: Марина Кремлева

Перейти к содержимому