В Ростовской области уже пятый год подряд успешно реализуется программа инклюзивного образования. Чтобы обсудить все вопросы, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями в стандартной школе, представители власти и образования 24 марта собрались на первом региональном форуме директоров инклюзивных школ. Мероприятие состоялось при поддержке правительства региона на базе Южного федерального университета.
На площадке состоялся живой обмен практиками и эффективными решениями в области инклюзивного образования на ближайшую перспективу. Открыли форум министр образования Ростовской области Лариса БАЛИНА и ректор ЮФУ Марина БОРОВСКАЯ.
«Данный форум — прежде всего дискуссионная площадка, дающая возможность обменяться опытом, узнать о лучших практиках своих коллег, -отметила министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина. — Главная цель нашей сегодняшней работы -задать вектор развития инклюзивного образования на ближайшую перспективу».
Ростовская область сегодня — один из регионов-ли-деров по внедрению инклюзивного образования, и это подтверждается на федеральном уровне. Инклюзия на Дону включает практически все уровни обучения: дошкольное, среднее и высшее.
На сегодняшний день в регионе 232 школы, где дети с ограниченными возможностями учатся вместе с обычными ребятами. Директора этих школ и стали главными участниками форума.
Инклюзивное образование в этих учебных заведениях стало возможным в рамках федеральной и областной государственных программ «Доступая среда». В них были созданы все необходимые условия для реализации программ инклюзивного образования.
Одним из необходимых пунктов является особая подготовка педагогов. В 2015 году 270 педагогических работников повысили квалификацию, чтобы на высоком уровне работать с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Всего за 2011-2015 годы более 700 педагогов области прошли обучение по вопросам работы с детьми-инвалидами.
«Создание условий доступности позволяет, с одной стороны, при совместном обучении детей-инвалидов и здоровых детей формировать позитивное отношение к проблеме инвалидности с самого раннего возраста, а с другой — детям-инвалидам, получившим образование в обычной общеобразовательной школе, гораздо легче адаптироваться во взрослой жизни», — уверена Лариса Балина.
На форуме самыми главными обсуждаемыми вопросами стали также доступность профессионального обучения, работа с родителями и создание условий для ребят с ограниченными возможностями в донских детских садах.
Министр подчеркнула необходимость формирования новой философии по отношению к инклюзии.
Общество не всегда готово принимать инвалидов как равных. Мы должны донести до каждого, что ограничения по здоровью не означают ограничения в социальном плане. Это касается не только детей, но и родителей, педагогов. Вместе с ЮФУ мы планируем разработку образовательных программ, которые помогут сформировать новый формат мышления в данном направлении».
Форум проходил на базе ЮФУ, в котором деятельность по развитию инклюзивного образования является приоритетной. ЮФУ в этом направлении работает по специальной программе на 2014-2018 годы. В крупнейшем на юге России вузе работает кафедра инклюзивного образования, есть обязательная подготовка преподавателей и целый ряд образовательных программ, ориентированных при наборе на ребят, имеющих особенности развития. Университет планирует расширять спектр образовательных программ, чтобы студентам с ограничениями по здоровью были доступны практически все специальности.
Для того чтобы родители с пониманием относились к совместному обучению детей-инвалидов и обычных ребят, министерство запланировало масштабное мероприятие по школам, так называемый родительски й всеобуч «А что, если ваш ребенок особый». На этих занятиях родители и дети будут учиться альтернативным языкам общения. Погружение в иную среду, в ситуацию, когда твои возможности ограничены, станет хорошим способом понять и принять особого ребенка в нормальную среду, уверены педагоги.
Помимо этого на федеральном уровне будут разработаны специальные ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) для детей, обучающихся инклюзивно. Уже с 2016 года по этим стандартам начнут учиться первоклассники области с ограниченными возможностями здоровья. Их принятие позволит решить главную задачу — сделать равными права на получение образования для всех учащихся.В дальнейшем стандарты охватят всех школьников с особенностями развития. Для тех детей, кто не может обучаться в школе, посещая занятия ежедневно, работает система дистанционного обучения. Успешным примером является центр дистанционного образования на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону. Уже открыты три его филиала — Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский. В центре имеется 559 мест для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день дистанционно учатся 510 ребят.