Случай в деревне
- Автор А. ИВАНЕНКОВ, город Миллерово
- Добавить комментарий

В моей семье во время Великой Отечественной погибло десять родственников.
Отец, три родных и четыре двоюродных брата, две сестры.
В 1941 году мне исполнилось восемь лет. Жили в Смоленской области.
Запомнилась история, которая случилась 23 февраля 1943 года. Накануне вечером в деревню зашел партизанский отряд на отдых. Ничего не предвещало беды. Но рано утром раздались выстрелы.
В нашей избе ночевали мамка, я, младший братишка и отец с одним бойцом.
Партизаны, захваченные врасплох, оказали слабое сопротивление. Лишь немногим удалось убежать в лес. Отец с товарищем спрятались в сарае. Туда и мы побежали.
Почти сразу вошли два немца, что-то закричали на своем языке. Мать встала на колени, протянула к ним руки и умоляла, чтобы они не трогали детей. Они оттолкнули ее и вытащили из кучи соломы отца с партизаном.
Дали по ним несколько очередей. Отец даже не успел крикнуть «Прощайте!». Нас вытолкали на улицу. Людей сгоняли к центру деревни.
Когда все жители собрались, немецкий офицер на чистом русском языке сказал, что деревни, где жители прячут партизан, подлежат полному уничтожению.
Солдаты пошли вдоль толпы, выводили мужиков и подростков, расстреливали на глазах детей, жен и матерей. Стоял дикий вой. Мы тоже приготовились умирать. Мороз в 25 градусов. Я был в резиновых лаптях и легкой рубахе, держался за мамкин сарафан.
Она сказала: «Алеша, когда немцы начнут стрелять, ты зарывайся в снег, рядом положу брата. Я укутаю его своей шалью и постараюсь упасть на вас».
Но Бог сохранил нам жизнь. Вдруг из толпы вышла наша учительница немецкого языка, направилась к группе офицеров и стала говорить по-немецки. Она сказала, что партизаны в деревне появились случайно, в отряде не было ни одного местного жителя.
После небольшого совещания фашисты нас отпустили, приказав уходить из деревни. Через неделю мы вернулись. Половина изб была сожжена, в оставшихся выбиты окна и двери. Трупы расстрелянных занесло снегом, они вмерзли в землю. Весной мы сумели их похоронить, всего 73 человека. С тех пор 23 февраля для меня не праздник защитника Отечества, а горький поминальный день.