На Сталинградском направлении
- Автор Н. БОГУЧАРОВ, краевед, сл. Туриловка.
- Добавить комментарий

В ходе изучения архивных документов Министерства обороны мне удалось проследить боевой путь еще одного нашего земляка, уроженца слободы Николо-Покровской Криворожского района Семена Матвеевича Ляхова, 1917 года рождения. На момент призыва на военную службу он работал главным бухгалтером в колхозе имени Кагановича.
В один из июньских дней в калитку дома семьи Ляховых постучал сельский почтальон: «Есть кто дома?». Вышла загорелая женщина и, улыбнувшись, ответила: «Все, кроме мужа, а мы вот с малышкою Раечкой ждем папу». Почтальон несмело протянул аккуратно сложенную бумагу и тихо сказал: «Повестка из военкомата, многим мужичкам сегодня уже вручил, поговаривают, что неспокойно на границах нашей Родины».
Проводы были многолюдными. Почти все селяне собрались к подворью Ляховых,чтобы проводить Семена Матвеевича. Играла гармошка, сельские девчонки пели задорные частушки. В глубине двора, крепко обняв сына, стоял отец призывника Матвей Григорьевич с женою Натальей Тимофеевной. О чем они говорили, нам неведомо, только сняв свой нательный крест, мать дрожащими руками бережно одела его сыну, вымолвив сквозь слезы: «Храни тебя Бог, сыночка!» Обняв жену Евдокию и поцеловав маленькую дочурку, Семен Матвеевич сказал: «Я вернусь, мои родные!»
Солнце клонилось к закату. Запряженные лошадьми повозки потянулись вереницею по проселочной дороге, увозя никольцев, получивших повестки, в районный военкомат в городе Миллерово.
… Шел второй год войны и 15-й день оборонительных сражений на Сталинградском направлении. Первый мотострелковый батальон, в котором нес военную службу солдат С. М. Ляхов, входил в состав 9-й мотострелковой бригады при 4-й танковой армии, сформированной 1 августа 1942 года. С первых дней эта армия приняла участие в контрударе Сталинградского фронта по группировке противника, который прорвался к Дону севернее Калача.
В ходе трехдневных ожесточенных боев танковая бригада остановила наступление немцев, тем самым сорвав их попытки сходу форсировать Дон и захватить Сталинград. Части вермахта рассчитывали за несколько дней пройти 150 км до Сталинграда, но уже под Суровикино застряли на две недели.
Бывший начальник оперативного отдела 9-й мотострелковой бригады Петр Иванович Комиссаров вспоминает: «В районе г. Калач создалось угрожающее положение. Главная задача состояла в том, чтобы сорвать попытки немцев переправиться через Дон в районе Калача и не дать им выйти на ближние подступы к Сталинграду. Боевые действия наш сводный батальон в количестве 508 солдат начал 1 августа. Шесть суток шли кровопролитные бои за высоту 111,6, прикрывавшую подступы к хутору Липо-Луговскому с запада. Враг всеми силами стремился удержать выгодный плацдарм. На протяжении всего периода боев немцы вели по наступающим советским солдатам ураганный оружейный и пулеметный огонь, а действия своей пехоты поддерживали непрерывными налетами авиации. Немцы превратили господствующую высоту в свой опорный пункт: закопали в землю танки, установили пулеметы и минометы, поэтому противника не удавалось выбить сходу. Мы же ощущали значительные потери в личном составе и вооружении».
Нельзя без волнения читать воспоминания о боях за высоту 111,6 и бывшего заместителя начальника штаба 9-й мотострелковой бригады по оперативной работе Михаила Давыдовича Калашникова: «В этих многодневных кровавых схватках, в адском зное августовского солнца, душераздирающем грохоте сплошных канонад и беспрерывной бомбежки авиацией врага с воздуха были огромные потери с обеих сторон, особенно за высоту 111,6, склоны которой к каждому вечеру этих огненных дней были усеяны телами убитых и раненых воинов, изуродованными остовами горящих танков, автомашин, пушек и другой техники. Фашисты всеми силами пытались удержать свои позиции. 4 августа к середине дня обстановка здесь сложилась крайне критическая: видимость и слышимость были равны нулю, сплошные взрывы, грохот и пыль, смешанная с черным дымом, снаряды рвали в клочья вздыбленную землю. К вечеру создалось такое положение, что даже опытному глазу трудно было разобрать: кто, кого и откуда бьет, куда наступает или отходит. Как таковых линий и позиций обороны не было. А были отдельные группы воинов-героев из обескровленных сводных батальонов, стоящих насмерть за главную высоту севернее хутора Скворин. И был настоящий подвиг, где сражались до последней капли крови, до последнего вздоха».
В этой героической битве оборвалась жизнь сержанта Семена Матвеевича Ляхова, командира отделения 1-го мотострелкового батальона. Похоронен он в братском захоронении х. Скворин Суровикинского района.