Menu
Наряжаться рано: водитель, перевозивший пассажира в новогоднем костюме, оштрафован

Наряжаться рано: водитель, перевози…

Сотрудники ГИБДД установи...

Там могли быть люди: в Ростове легковушка снесла остановку

Там могли быть люди: в Ростове легк…

11 декабря в Ростове-на-Д...

На Всероссийском  уровне  отметили работу донского региона по поддержке казачества

На Всероссийском уровне отметили …

На Всероссийском семинаре...

Жители Дона активно вызывают Кадастровую палату на дом

Жители Дона активно вызывают Кадаст…

Кадастровая палата по Рос...

Из Дамаска в Москву: в Миллерово сирийцу-путешественнику подарили папаху

Из Дамаска в Москву: в Миллерово си…

Аднан Аззам, путешественн...

Расширение сотрудничества Ростовской области и Киргизии

Расширение сотрудничества Ростовско…

Ростов-на-Дону посетил По...

В России наступила «розовая зима»: синоптики прогнозируют температуры выше нормы

В России наступила «розовая зима»: …

Научный руководитель Гидр...

Миллеровцев приглашают к участию в конкурсе на лучшее новогоднее оформление фасадов зданий и прилегающих к ним территорий

Миллеровцев приглашают к участию в …

Администрация Миллеровско...

Подарите детям рождественскую сказку

Подарите детям рождественскую сказк…

Уважаемые жители г. Милле...

Миллеровский винзавод — победитель международного конкурса

Миллеровский винзавод — победитель …

Продукция Миллеровского в...

На Дону провели социально-психологическое тестирование подростков

На Дону провели социально-психологи…

Более 190 тысяч подростко...

Лед вроде есть, а там, как повезет…

Лед вроде есть, а там, как повезет…

Зима, вступая в свои прав...

Пред След

Контактный телефон редакции - 8(86385)3-03-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

«Забытый» бронепоезд

  • Автор  К. Беницкий, юрист, секретарь Миллеровского краеведческого общества
  • Добавить комментарий
Бронеплощадки и бронеплатформы 57-го отдельного дивизиона бронепоездов (фотография сделана на станции Миллерово в июле 1942 г.) Бронеплощадки и бронеплатформы 57-го отдельного дивизиона бронепоездов (фотография сделана на станции Миллерово в июле 1942 г.)

(памяти солдат и офицеров 57-го отдельного дивизиона бронепоездов)

В июльских сражениях в районе города Миллерово проявили мужество и героизм солдаты и офицеры двух бронепоездов 57-го отдельного дивизиона бронепоездов (далее – 57 ОДБП). Личный состав дивизиона сформирован в январе 1942 г. в Сталинграде. В конце марта 1942 г. он был направлен в г. Ворошиловград (Луганск, Украина) в распоряжение командования Южного фронта.

В течении апреля–июня 1942 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции для дивизиона было построено три бронепоезда (I БЕПО, II БЕПО, XV БЕПО). Одному из бронепоездов присвоено имя: «Вперед на Запад». Бронедивизион был включен в состав 18-й Армии Южного фронта. Личный состав бронедивизиона частично укомплектован ворошиловградскими добровольцами–рабочими завода.

В состав бронепоездов входили: паровоз серии «Ов» с броневой защитой, 2 бронеплощадки, 2 броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, 4 платформы прикрытия, бронедрезины, бронеавтомобили, бронемотовоз и др. К боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии «Щ», получивший в народе название «черный».

В мае 1942 г. на участке Дебальцево–Родаково–Ворошиловград–Лутугино 57 ОДБП приступил к боевому дежурству совместно с 64 ОДБП. 15 мая 1942 г. личному составу бронедивизиона за проявленный героизм было вручено памятное Красное знамя Ворошиловградского обкома партии.

Согласно планам командования фронта в связи с угрозой охвата армий Южного фронта противником, развивавшего наступление со стороны города Миллерово, части 9-й и 38-й армий Юго-Западного фронта оказались под угрозой полного окружения. Командование Южного фронта перебросило часть своих подразделений в район Миллерово.

8 июля 1942 г. командующий Южным фронтом генерал-лейтенант Малиновский приказом № 0346 поставил задачу 57 ОДБП обеспечить прикрытие железнодорожного узла станции Миллерово. Кроме того, бронедивизион должен был оказать помощь 108-й стрелковой дивизии в прикрытии выхода из окружения частей 9-й армии на участке Юго-Восточной железной дороги по линии Миллерово-Сысоево-Мальчевская-Шептуховка–Чертково.

Утром 9 июля 1942 г. по маршруту Ворошиловград – Миллерово 57 ОДБП в составе двух бронепоездов убыл на боевой участок. Во второй половине 9 июля 1942 г. два бронепоезда под командованием майора Ткаченко И.Д. уже курсировали на боевом дежурстве на участке Миллерово–Чертково, осуществляя разведку и отражая налеты фашистской авиации на железную дорогу, разъезды и станции. Разведка железнодорожного пути производилась бронемашинами (бронедрезинами), а также самими бронепоездами.

Утром 11 июля 1942 г. экипаж II БЕПО вступил в бой с большой колонной немецких танков, движущихся от станции Чертково по направлению к Миллерово. Бронепоезд уничтожил шесть немецких танков, остальную часть колоны удалось рассеять.

11 июля 1942 г. в 12 часов 30 минут разведкой I БЕПО в районе станции Шептуховка обнаружена, двигавшаяся по направлении к Миллерово вражеская группировка в количестве 30 танков, нескольких автомашин с автоматчиками и мотоциклистов. Бронепоезд вступил в бой с противником, в результате которого уничтожено несколько немецких танков и автомашин. Немецкая колонна была разбита на две части и изменила свой первоначальный маршрут. Ее остатки отошли в район Маньково-Калитвенское (Чертковский район) и Великоцкое (Меловской район, Луганская область). После выполнения задания I БЕПО убыл для дозаправки на станцию, а его место на боевом дежурстве занял II БЕПО, прибывший от станции Чертково, где он принял бой с немецкой танковой колонной.

11 июля 1942 г. в 13 часов 30 минут на перегоне участка Шептуховка–Сысоево II БЕПО был атакован 15 немецкими самолетами Ю-88. В результате авианалета у II БЕПО был поврежден бронепаровоз и бронеплощадка. I БЕПО, находясь в нескольких километрах, вел огонь из пулеметов и пушек по самолетам, атаковавшим II БЕПО. Бронепоезд уничтожил один самолет, два повредил.

11 июля 1942 г. в 14 часов 30 минут на разъезде Сысоево II БЕПО вновь был атакован вражеской авиацией, но на этот раз уже 25 самолетами Ю-88. Из-за попаданий вражеских термитных снарядов повреждена боевая часть бронепоезда, несколько орудий выведено из строя, а железнодорожный путь на протяжении 250 метров разрушен. Благодаря слаженности действий личного состава обоих бронепоездов, удалось оперативно восстановить путь и «черным» паровозом II БЕПО вывести на станцию Миллерово, где он был восстановлен и вновь направлен на боевой участок. О тяжести боя свидетельствовало 85 пробоин в тендере бронепаровоза.

12 июля 1942 г. в 13 часов на перегоне Мальчевская–Шептуховка во время боевого дежурства I БЕПО был атакован 38 вражескими самолетами. В результате авианалета повреждены будка машиниста, несколько орудий. Железнодорожный путь на протяжении более 300 метров был разрушен. После авианалета команде бронепоезда удалось восстановить путь и «черным» паровозом отогнать бронепоезд на станцию Миллерово, где произвели его ремонт. Так, например, в тендере бронепаровоза была насчитано 120 пробоин.

В течении этого дня личный состав бронепоезда понес потери 14 человек убитыми (в том числе комиссар-политрук Примаченко С.С.) и 38 тяжело ранеными.

13 июля 1942 г. в 4 часа на станцию Миллерово произведен массированный налет вражеской авиации в количестве нескольких десятков самолетов. Была вновь повреждена материальная часть бронедивизиона. Кроме того, вражеский снаряд попал в штабной вагон бронедивизиона, вследствие которого внутри произошел пожар. Заместитель политрука сержант Недяк И.И. и механик старшина Зубехин Н.И., рискуя жизнью, находясь под обстрелом вражеской авиации, проникли в объятый пламенем штабной вагон, откуда вынесли боевое Красное Знамя бронедивизиона и два памятных Красных Знамени (г. Сталинграда и г. Ворошиловграда).

В связи с угрозой окружения станции Миллерово, 13 июля 1942 г. командиром 57 ОДБП майором Ткаченко И.Д. отдано распоряжение отходить по направлению к станции Морозовская. Бронедивизион отходил на юг двумя эшелонами. Материальная часть бронедивизиона выводилась небронированными «черными» паровозами. Однако на станции Тарасовка разведкой было установлено, что путь от станции Тарасовка до Глубокой полностью перекрыт разбитыми железнодорожными составами, а железная дорога во многих местах разрушена.

В этот день немецкая авиация вновь совершила авианалет на бронедивизион. В связи с угрозой окружения, командиром 57 ОДБП было принято решение взорвать то, что осталось от материальной части бронепоездов после жестоких боев с немцами.

Личному составу удалось выйти, фактически из окружения, через несколько дней к своим войскам в районе станции Морозовская. Поскольку боевое знамя удалось сохранить, 57 ОДБП не был расформирован. В конце июля 1942 г. бронедивизион доукомплектовали, и уже на новых бронепоездах он принял участие в боевых действиях. Победу 57 ОДБП встретил под Кенигсбергом.

Командованием было отмечено, что бронедивизиону на протяжении нескольких дней удавалось без поддержки советской авиации, танков, артиллерии и пехоты сдерживать немецкое наступление на город Миллерово, осуществляя боевое дежурство на участке Чертково–Мальчевская–Миллерово.

Экипажи бронепоездов помогли советским стрелковым частям 9-й и 38-й армий избежать полного окружения в районе Миллерово, тем самым обеспечив выход из боя советским воинам и занятие ими новых оборонительных рубежей на Дону и Северском Донце. Кроме того, бронепоезда вели борьбу с авиацией противника, выполняя задачи по охране железнодорожных участков, узлов и сооружений, обеспечивая выгрузку и погрузку воинских эшелонов на станции Миллерово.

Как следовало из обзора боевых действий бронепоездов в Отечественной войне за период с 22 июня 1942 года по 22 июня 1943 года, сложившаяся обстановка для ведения боевых операций бронепоездных частей на Юго-Западном и Южном имела свои особенности в отличие от обстановки на Западном и Юго-Западном фронтах 1941 г. В документе указывается, что наличие открытой местности (степь), поток воинских эшелонов, движущихся к фронту и от фронта в тыл, стесняли работу бронепоездных частей и ограничивали их маневренность. Бронепоезда вынуждены были находиться под постоянным контролем противника с воздуха и безнаказанно подвергаться бомбежке вместе с находящимися на этих участках эшелонами.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Важное

Реклама в Миллерово

О нас

Будьте в курсе

 


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 660

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 663