Menu
Наряжаться рано: водитель, перевозивший пассажира в новогоднем костюме, оштрафован

Наряжаться рано: водитель, перевози…

Сотрудники ГИБДД установи...

Там могли быть люди: в Ростове легковушка снесла остановку

Там могли быть люди: в Ростове легк…

11 декабря в Ростове-на-Д...

На Всероссийском  уровне  отметили работу донского региона по поддержке казачества

На Всероссийском уровне отметили …

На Всероссийском семинаре...

Жители Дона активно вызывают Кадастровую палату на дом

Жители Дона активно вызывают Кадаст…

Кадастровая палата по Рос...

Из Дамаска в Москву: в Миллерово сирийцу-путешественнику подарили папаху

Из Дамаска в Москву: в Миллерово си…

Аднан Аззам, путешественн...

Расширение сотрудничества Ростовской области и Киргизии

Расширение сотрудничества Ростовско…

Ростов-на-Дону посетил По...

В России наступила «розовая зима»: синоптики прогнозируют температуры выше нормы

В России наступила «розовая зима»: …

Научный руководитель Гидр...

Миллеровцев приглашают к участию в конкурсе на лучшее новогоднее оформление фасадов зданий и прилегающих к ним территорий

Миллеровцев приглашают к участию в …

Администрация Миллеровско...

Подарите детям рождественскую сказку

Подарите детям рождественскую сказк…

Уважаемые жители г. Милле...

Миллеровский винзавод — победитель международного конкурса

Миллеровский винзавод — победитель …

Продукция Миллеровского в...

На Дону провели социально-психологическое тестирование подростков

На Дону провели социально-психологи…

Более 190 тысяч подростко...

Лед вроде есть, а там, как повезет…

Лед вроде есть, а там, как повезет…

Зима, вступая в свои прав...

Пред След

Контактный телефон редакции - 8(86385)3-03-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
С 1 июля 2016 года архив номеров газеты «Наш край» доступен только подписчикам PDF-версии.

Реклама в газете Реклама для физических лиц в Миллерово
Реклама в Миллерово

Победа

Победа

К 75-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ И ОСВОБОЖДЕНИя МИЛЛЕРОВСКОГО РАЙОНА  ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

(Продолжение. Начало в №14 за 21 февраля 2018 года).

В.М. Баданов в своих воспоминаниях пишет: «Передо мной была поставлена особая задача. Дело в том, что, кроме меня и командующего фронтом, конечная цель рейда была никому не известна. Такая секретность была связана с тем, чтобы немецкое командование не разгадало наш план преждевременно...».

Первоначально 24-й танковый корпус шел вслед за 25-м, отправив в его порядки разведывательные группы, каждая из которых включала в себя разведвзвод, усиленный одним-двумя средними танками Т-34 и одним-двумя легкими Т-70 с десантом. Кроме того, усиленные передовые отряды численностью до танковой роты с приданным саперным взводом выдвигались к населенным пунктам для определения нахождения там противника. Фланги колонн прикрывали боевые охранения в составе одного-трех Т-34 и одного-двух Т-70 с десантом пехоты.

В состав корпуса входили 4 -я гвардейская танковая бригада полковника Г. И. Копылова, 54-я танковая бригада полковника В. М. Полякова, 130-я танковая бригада подполковника С. К. Нестерова, 24-я мотострелковая бригада полковника В.Л. Савченко, 13-я инженерно-минная рота, 156-я подвижная танкоремонтная база, 112-я подвижная авторемонтная база, 30-я отдельная автотранспортная рота подвоза ГСМ. Для выполнения поставленной задачи корпус был усилен 658-м зенитным артиллерийским полком и 413-м отдельным реактивным гвардейским минометным дивизионом (батальоном). Дивизион включал три батареи по 9 установок БМ-13 («катюша»), 250 человек. К началу операции корпус насчитывал 10 709 человек личного состава, 159 танков Т-34 и Т- 70, два комплекта боеприпасов всех видов, две заправки ГСМ и продовольствия на пять суток.

В штаб корпуса входило три танка Т-34. Бригады танковых корпусов состояли из штаба и штабной роты, оснащенной одним танком Т-34.

Штатный состав корпусов постоянно совершенствовался в сторону качественного и количественного направления. Например, с 10 января 1943 г. в состав каждого танкового корпуса вводится минометный полк, полк самоходной артиллерии, состоящий из 17 самоходных орудий СУ-76 или восьми СУ-122.

Всем танковым корпусам придавался резервный отряд из 40 танков, в том числе тридцать три Т-34 и семь Т-70, что говорит уже об успешном развитии военной промышленности страны.

Управление войсками командир корпуса и командиры бригад осуществляли по радио из своих командирских радийных танков. Связь корпуса со штабами армии и фронта осуществлялась посредством подвижных радиостанций, специально выделенных для этой цели.

Чтобы добиваться дальнейшей эффективности танковых корпусов, действовавших в тылу противника, структура подразделений менялась и в дальнейшем.

Советский танковый корпус по количеству танков и артиллерии примерно соответствовал немецкой танковой дивизии, но уступал по числу мотопехоты.

ОСВОБОЖДЕНИЕ 

НАШЕГО РАЙОНА

В год 75-летия Сталинградской битвы Центральным архивом Министерства обороны были рассекречены многие фонды, до этого не доступные исследователям. И нашим коллегам-краеведам из г. Луганска, где формировался 24-й танковый корпус, удалось обнаружить журнал боевых действий корпуса, копия которого была передана нам краеведом Н. С. Чередник. 

По страницам журнала поминутно прослеживается боевой путь корпуса, что является очень ценным материалом при изучении истории освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков.

К исходу третьего дня 54-я танковая бригада вышла в район Дегтево. Командир бригады, оценив обстановку, решил атаковать Дегтево с ходу всеми силами и с разных направлений. Натиск танкистов был настолько смелым и неожиданным, что противник, потеряв до 600 человек убитыми и пленными, стал поспешно отходить.

130-я танковая бригада в районе Кудиновки разгромила обозы 62-й пехотной дивизии немцев, уничтожив до 60-ти подвод с военным имуществом и захватив  в плен до ста человек.

В районе Дегтево вышедшие основные силы дозаправили танки горючим, боеприпасами, и рано утром 21 декабря корпус, сбивая заслоны, уклоняясь от ударов вражеской авиации, несмотря на глубокие снежные заносы и холод, затрудняющие работу личного состава, с боями пробивался вперед.

Позади остались освобожденные населенные пункты: Терновая, Ольховый Рог, Никольская. На пути -  очередной крупный населенный пункт - Криворожье.

В районе Криворожья 54-я танковая бригада стремительной атакой разгромила остатки 11-й пехотной дивизии румын.

Первым в село ворвалась на трех танках разведка ст. лейтенанта Хомича. У здания сельского совета разведчики увидели немецкую автомашину, а в окнах мелькали фигуры фашистов. «Бей по гадам!» - скомандовал Хомич. Десант дал очередь по окнам, а лейтенант, ворвавшись внутрь, из пистолета расстрелял 12 немецких солдат и офицеров.

Подъехав к мельнице, экипаж командирского танка увидел внизу по дороге к Екатериновке колонну отступающего врага.

«Полный вперед!»- приказал Хомич водителю. Танк рванулся, стреляя на ходу, врезался в колонну, огнем и гусеницами уничтожая фашистов.

В этом бою отличился механик-водитель Борис Цымбалюк. Сам он об этом писал так: «В районе Криворожья 21 декабря 1942 года я первый раз в жизни давил гусеницами пехоту противника. В этом районе раздавил обоз. Проехал по нем от последней до первой подводы. Я их принимал за технику врага. А вот когда на пути встала пехота.... Но я вспомнил, сколько горя причинили фашисты нашему народу. Покуда думал, раздавил первого фашиста, а стрелок-радист расстреливал их из пулемета...».

Бой за Криворожье продолжался около двух часов. Здесь было уничтожено два танка, пять орудий, до 400 солдат и офицеров, один самолет и около 20 подвод с военным имуществом.

Не задерживаясь в Криворожье, танкисты ушли к намеченной цели.

На слободу Позднеевку двигался боковой отряд 54-й танковой бригады.

Появление наших войск в тылу ошеломляло врага. Иногда гитлеровцы принимали их за своих, не оказывали сопротивление.

В своих воспоминаниях генерал Баданов пишет криворожским следопытам: «Наша радиостанция перехватила радиограмму. Какой-то отчаявшийся командир немецкой дивизии открытым текстом доносил: «Остатки дивизии отходят с большими потерями и в беспорядке. Потеряна вся артиллерия и другая боевая техника, с фронта, справа и слева русские. Прошу ваших указаний».

Командиру разбитой дивизии был дан далекий от былых трескучих речей безнадежный, как вздох, ответ: «Мужайтесь».

А впереди танкистов ожидали жесточайшие бои за освобождение нашей Родины.

ПОД ГУСЕНИЦАМИ

 ПРОЛЕГАЛА...

За семь дней по бездорожью и сильно пересеченной местности, по глухой степи танкисты преодолели более 200 км. Зима 1942 года выдалась морозной и снежной. Снег налипал на приборы наблюдения и прицеливания, поэтому для улучшения обзора механикам-водителям приходилось двигаться с открытыми люками, через которые проникали холод и снег.

Чтобы предупредить обморожения личного состава, а также для очистки от снега приборов, танки каждый час делали остановки. В силу господства немцев в воздухе колонны двигались преимущественно ночью, днём штурмуя занятые противником населённые пункты или отдыхая.

Танки пробивались по промерзшей донской степи сквозь пургу и метель. В целях маскировки двигаться приходилось, не включая фар, сквозь кромешную тьму.

Старшина механик-водительТ-34 54-й танковой бригады Р. Н. Назаров в своих воспоминаниях отмечает:

«...Был сильный мороз. Снег забивал смотровые щели, проникал в машины и висел там белой пылью. Во время налётов бомбардировщиков танки разъезжались по степи и, маневрируя, уклонялись от сброшенных бомб. Для танков были страшны только прямые попадания. Их удавалось избежать. Оберегаясь от бомбардировщиков, мы двигались в основном ночами, с потушенными фарами. Днём же танки небольшими группами совершали броски-перекаты от одного укрытия к другому. При этом постоянно велись бои за хутора...»

А механик-водитель старшина Чмиль в своих письмах следопытам Криворожской средней школы вспоминает: «В те дни было всем нелегко, танкисты почти не вылезали из машин, а автоматчики редко покидали ледяную от холода броню танков. Воины тыловых подразделений делали все, чтобы в условиях бездорожья вовремя подвезти боеприпасы, продовольствие и горючее, отремонтировать машины. Отдыхали мало - часа по два-три в сутки, но люди словно не чувствовали усталости. Наступательный порыв не ослабевал».

Под гусеницами пролегала, пересекаясь глубокими балками с крутыми обрывистыми краями, степь. Пересеченная местность была для танков более опасна, чем противотанковые рвы, особенно в ночной мгле, когда видимость ограничивалась десятками метров. На их пути в тридцатиградусный мороз вьюга наметала метровые сугробы, затруднявшие продвижение колесных машин. Но танки, уничтожая мелкие заслоны врага, захватывая эшелоны, склады, опорные пункты, стремительно продвигались вперед.

Бывший гитлеровский генерал Иоахим Видер в книге «Катастрофа на Волге» пишет: «Стояли трескучие морозы. Нигде нельзя было укрыться от ледяного дыхания зимы. Ноги буквально примерзали к земле...».

Василий Михайлович Баданов (14 декабря 1895 года — 1 апреля 1971 года)  с лета 41-го возглавил танковый корпус, но новичком на поле боя вовсе не был. Он обладал отличным набором качеств командира мобильной ударной группы: самостоятельностью, решительностью, ясным тактическим мышлением.

Главная цель рейда — станица Тацинская, где на авиабазе собралось до двух тысяч солдат и офицеров из наземного персонала, расчётов зениток и строительных частей. На двух аэродромах у Тацинской скопилось до 200 самолётов с летным и обслуживающим персоналом. Все эти силы подчинялись Мартину Фибигу.

Генерал Фибиг и его окружение неплохо представляли себе, где находятся русские. Но Баданов рассчитывал опередить ожидание противника за счет скоростного броска. 23 декабря танки подошли к станице Скосырской — севернее Тацинской и в течение дня выбили немцев.

Скосырская была взята ценой большого расхода топлива и боеприпасов. Однако теперь корпус стоял всего в 30 километрах от главной цели. Баданову предстояло решить: подождать отставшие части корпуса и дать время ремонтникам, чтобы вернуть в строй повреждённые машины, или же атаковать немедленно. Командир принимает решение — атаковать.

Танки под прикрытием тумана подошли к Тацинской. В 07:30 дивизион «катюш» дал залп по немецкому аэродрому. Он оказался  удачным: одна из ракет уничтожила узел связи.

Большую помощь оказали местные жители. А школьники Гриша Волков и Федя Игнатенко вызвались показать дорогу к аэродрому в обход вражеской артиллерии.

Выйдя в район аэродрома, танкисты оказались в растерянности. Им никогда не приходилось иметь дело с вражескими стервятниками. Что делать? Как уничтожать фашистские самолеты? А время летело не в их пользу.

Командир корпуса прекрасно понимал, что в результате таранов его танкисты понесут неоправданные потери. Стоявшие на аэродроме немецкие самолеты были готовы к взлету, а значит, заправлены бензином и боеприпасами. Необходимо срочно принимать решение. А какое?

Генерал Баданов срочно запросил связи с командующим 1-й танковой армией Д. Д. Лелюшенко.

Было получено указание: самолеты уничтожать только разрушением хвостовых оперений.

Особенно удачными оказались действия батальона капитана Нечаева. Он обошёл противостоящую ему батарею тяжёлых орудий. Танки с полусотни метров расстреляли ее и ворвались на взлётную полосу.

Захватчики оказались в настоящем аду. Об этом бое чудом уцелевший в нем летчик немецких ВВС Курт Шрайт в статье «О тех, кто вырвался из преисподней, или Кровавая баня в Тацинской», появившейся в 1952 г. в газете «Die deutsche Soldatenzeitung», писал: «Утро 24 декабря 1942 года. На востоке брезжит слабый рассвет, освещающий серый горизонт, и в это время советские танки, ведя огонь, внезапно врываются в деревню и на аэродром. Самолеты сразу вспыхивают как факелы. Всюду бушует пламя! Рвутся снаряды, взлетают в воздух боеприпасы. Мечутся грузовики, а между ними бегают отчаянно кричащие люди. Все, что может бежать, двигаться, лететь, пытается разбежаться во все стороны... Кто же дает приказ, куда направиться пилотам, пытающимся вырваться из этого ада?

Стартовать в направлении Новочеркасска — вот все, что успел приказать генерал ... Начинается безумие. Со всех сторон выруливают на стартовую полосу и взлетают самолеты. Все это происходит под огнем и в свете пожаров. Небо распростерлось багровым колоколом над тысячами погибающих, лица которых выражают безумие. Вот один «Ju.52», не успев подняться, врезается в танк, и оба взрываются со страшным грохотом в огромном облаке пламени. Вот уже в воздухе сталкиваются «юнкерс» и «хейнкель» и разлетаются на мелкие куски вместе со своими пассажирами. Рев танков и авиамоторов смешивается со взрывами, орудийным огнем и пулеметными очередями в чудовищную симфонию. Все это создает полную картину настоящей преисподней...»

Большие потери понесли и танкисты.Кроме того, танковый корпус испытывал огромные трудности с ГСМ, боеприпасами и продовольствием. Его база снабжения находилась в Калаче на расстоянии 250 км, а обеспеченность автотранспортом составляла 60%. Топливом пришлось загружать машины для боезапаса и продовольствия, и тем не менее топливо было на исходе — в баках танков оставалось 0,5 заправки.

Баданову было приказано остановиться на захваченной авиабазе в ожидании помощи, но в условиях жёсткого дефицита боеприпасов и топлива корпус мог продержаться лишь недолгое время

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вверх страницы

Важное

Реклама в Миллерово

О нас

Будьте в курсе

 


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 660

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/nashkrai/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 663