Инвалид первой группы по зрению, свет для которого полностью померк девять лет назад. В возрасте шести десятков лет ему, как ребенку, пришлось заново осваивать мир: учиться ходить на ощупь, брать нужные предметы не путая, ориентироваться в пространстве дома и двора. И все это — в кромешной темноте, опираясь лишь на память и силу воли.
Казалось бы — какие противоположные характеристики! А ведь речь идет об одном человеке: Викторе Алексеевиче Ващенко.
Родом он из самых что ни на есть местных: родился в хуторе Новопокровка в крестьянской семье. По рассказам дедов и бабушек, бывшие жители Полтавской губернии Ващенко начали обживаться здесь давно, почти два века назад. Свою фамилию встретит Виктор Алексеевич потом в архивах — в списках крестьян помещицы Меланьи Кутейниковой за 1848 год.
Семьи были многодетными и трудолюбивыми. А еще пытливыми. Несмотря на то, что война не дала отцу Виктора Алексеевича выучиться дальше сельского учетчика, он всю жизнь тянулся к знаниям и сына своего впервые отвел записаться в библиотеку, когда тому было всего семь лет.
Дорога к знаниям была для сельского парня непростой. Начальную школу окончил в Иллиодоровке, восьмилетку — в Никольской, а 9-10 классы — уже в Миллерово, в школе №5. Еще в школьные годы по особому интересу к предметам типа литературы, русского языка и истории и абсолютному равнодушию к наукам точным понял, что он — чистый гуманитарий. Поэтому, окончив в 1966 году десятилетку, подал документы на истфак Ростовского университета.
Путь к высшему образованию и, как следствие, выбранной профессии тоже оказался для него с препятствиями. Первый год не поступил, пошел на сельмаш. Не единожды пытался «взять» молодой абитуриент вершины университетской науки, но повезло только на четвертый раз. За эти годы успел он поработать и в сельмашевских цехах, и на стройке в Никольской, и в армию сходить, отслужив в самой западной точке страны — Калининградской области. Довелось ему поработать комсоргом в совхозе «Курский» и даже секретарем сельсовета в Никольской.
И все же он стал студентом столь желанного им исторического факультета РГУ. Учился заочно, так как уже был к тому времени человеком женатым, росла маленькая дочь. Работал в Никольской школе, сначала воспитателем пришкольного интерната, а со старших курсов начал вести уроки истории.
За годы педагогической практики был Ващенко директором школы в Дегтево, более десятка лет проработал вместе с женой (тоже педагогом) в школе станицы Нижне-Кундрюченской Усть-Донецкого района. Именно там, глядя, как казаки знают и помнят историю своих родов и станицы, окончательно оформилось у него понимание, насколько это важно. И хотя оттуда его не хотели отпускать, предложили даже принять в казаки, Виктор Алексеевич понимал, что это — не его история. Тянуло домой.
Формальным поводом для возвращения стала просьба тещи: мол, тесть умер, возраст, болезни, одной трудно. А подспудно, конечно, звала родная земля, хотелось заняться изучением её истории. Но удалось это не сразу, а только когда по выслуге педстажа вышел на заслуженный отдых и появилось свободное время, то есть в 2000-м году.
С этого момента он активно занимается краеведением. Начал со сбора материалов о прошлом населенных пунктов, где довелось жить самому, и судеб хуторян-земляков. Как учителя-историка, односельчане часто спрашивали его о том или ином событии, многие старожилы делились своими воспоминаниями.
Первое его исследование касалось слобод Никольской и Покровской (когда-то это были два соседних, но все же разных населенных пункта), времени появления там церкви. Тогда же занялся сбором материалов о дореволюционной истории района.
Работал прежде всего с людьми (для этого Виктор Алексеевич даже составил список пожилых местных жителей), опрашивая каждого и занося в свои записки все болееменее значимое. Но для того, чтобы изыскания были не просто рассказами дедушек и бабушек, а имели степень исторической достоверности, были документально подтверждены, необходима была и скрупулезная архивная работа. Частым гостем стал Ващенко в Миллеровском архиве и в краеведческом отделе Ростовской публичной библиотеки. Впереди было много планов и задумок только работай. Но…
Беда, как известно, всегда приходит неожиданно. Был май 2002 года, солнечный весенний денек. Виктор Алексеевич смотрел на купола Покровской церкви, и вдруг все поплыло и померкло. Как потом объяснили врачи, в одном глазу лопнул сосуд, зрение в нем оказалось полностью потерянным. Всю нагрузку на себя взял здоровый глаз. Но Ващенко по-прежнему интенсивно продолжал заниматься краеведческой работой, правда, теперь старался больше тренировать память, запоминать.
Зрение продолжало «садиться». В 2009 году ему сделали операцию по замене хрусталика, но начала развиваться глаукома. Через год он полностью ослеп и получил первую группу инвалидности. Так, в 61 год ему пришлось начинать новую жизнь — в полной темноте.
Некоторые в такой ситуации просто бы сломались. С Ващенко такого, к счастью, не произошло. Не впасть в уныние и оставаться человеком активным, быть в гуще жизни ему помогло как раз краеведение и коллеги-краеведы. Многое он к тому времени уже сделал, а еще больше было в работе и в планах. Надо сказать, что ему очень повезло с семьей. Жена, Тамара Григорьевна, стала не только надежной опорой в бытовом и моральном плане, но и его «глазами», настоящим творческим помощником.
О чем только не писал Виктор Алексеевич за это время! О забытых страницах прошлого хуторов и слобод Миллеровского района, церквах, которые когда-то были почти в каждом крупном населенном пункте, о топонимике наших мест, об истории колхозов, о тяжелейшем периоде Великой Отечественной, что огненным катком прошлась по миллеровской земле. Свои изыскания краевед публиковал на страницах газеты «Наш край», став для редакции не только постоянным автором и другом, но и настоящим экспертом. У него вышел сборник «Родины малой дорогие черты».
А в планах — собрать данные, написать и опубликовать материалы об острогожском следе на территории района, о покинутых хуторах, самсоновской трагедии, земляках, угнанных в годы войны в Германию, и многом другом. Конечно, сделать это абсолютно слепому человеку будет непросто. Но у него есть хорошие помощники — жена и дочь, которая пошла по стопам родителей и стала учителем. Он постоянно на связи с нашими краеведами.
Некоторое время назад, благодаря сотрудникам районного общества слепых (с ними у Виктора Алексеевича налажен постоянный контакт), появилась возможность у него регулярно пользоваться библиотекой. Да, да, небольшая коробочка с удобными кнопками и труднопроизносимым названием тифлофлешплеер как раз и есть электронная библиотека с сотней томов оцифрованной и адаптированной для прослушивания литературы. Сейчас, например, он слушает радиоспектакль по повести Льва Толстого «Казаки». В ближайших планах — узнать, где и как можно скачивать на эту портативную «библиотеку» книги по истории и краеведению.
— Только бы здоровье не подводило, — говорит Ващенко, и не без оснований, ведь, кроме слепоты, у него еще и диабет. Все, о чем можно сохранить память, хочу успеть сделать.
Тифлофлешплеер
Это умное устройство, проговаривающее все свои действия при нажатии клавиш, и не только. Ориентировано на слабовидящих или слепых людей, которые с помощью него могут слушать то, что другие читают. Этим устройством легко управлять, не имея зрения.
Тифлофлешплеер еще называют электронной книгой для слабовидящих. Устройство может воспроизводить текстовые файлы, проигрывать аудиокниги, а также работать в качестве диктофона.
Только в минувшем году миллеровские инвалиды по зрению получили 20 таких устройств.