Художник изображает свечу, горящую в руке человека, которая олицетворяет его духовное горение на многих картинах.
Интересно, что кибернетическая наука относит подобное горение к одному из загадочных явлений природы. Ведь свеча не разгорается (парафин или стеарин не воспламеняются), но и не тухнет. То есть устанавливается динамическое равновесие между огнем и внешней средой. Интуитивное стремление Васильева к подобному образу в живописи не случайно. Упорное, долгое горение — постоянное внимание, постоянная творческая сосредоточенность были символами самой жизни художника.
Художник Константин Васильев родился 3 сентября 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать Клавдия Пармёновна Шишкина была из рода саратовских крестьян.
В 1949 г. мальчик с родителями переезжает в расположенный под Казанью живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин.
Родители приветствуют увлечение ребенка, часто возят его в казанские музеи, выбирались даже в Ленинград и столицу. Одаренность мальчика очевидна всем окружающим и в школе, и дома.
Двенадцатилетним ребёнком Константин становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова. Необыкновенные способности мальчика помогают поступить в престижное учебное заведение, несмотря на то, что иногородних туда принимали неохотно.
В столице Васильев — постоянный посетитель Третьяковки и Музея изобразительных искусств, частый гость консерватории — все эти места стали для юной души проводниками во вселенную классического творчества. Проход в музеи для учащихся художественной школы был бесплатным, пользуясь этим, Костя все дни проводил там.
В Москве он проучился два года. Болезнь отца вынуждает его вернуться к родным.
Четыре года (с 1957 по 1961 г.)
учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, работал художником-оформителем.
Обращение к сюрреализму и экспрессионизму
Как многие живописцы, он некоторое время находился в поиске своего художественного стиля. Картины его раннего периода напоминают
сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.
Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.
Создание картин в русском стиле
Художник Константин Васильев смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском
стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось
воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином». Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».
Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).
Критика художника, его смерть
К сожалению, он не смог добиться признания своего таланта. Картины его беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.
Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину к дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.
Жирную точку в творчестве поставила смерть Константина Васильева. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г.,
через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильева
в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.