Старательность — хорошая черта в характере ребенка, но при условии, что родители привили интерес к труду. От взрослых зависит, насколько дети гармонично развиваются, как формируется модель отношения к делу, к вещам. Для одних похвала — это стимул в дальнейших достижениях. Для других, у которых низкая самооценка, отношение к похвале будет, как к способу произвести впечатление на других. И это результат воспитания. Возможно, родители предъявляют ему требования, не совместимые с его возможностями, и не считаются с его мнением.
Когда вы видите, у ребенка что- то не получается, нужно дать понять через похвалу, как хорошо, что он старался, а неудачи — естественный процесс обучения. Главное — научить преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, в этом случае мнение окружающих о нем будет для него вторичным.
Воспитание старательности происходит с раннего детства. Дети получают искреннее удовольствие от помощи взрослым, и этим нужно умело пользоваться. Существуют методы и приемы, которые помогут родителям сформировать правильное отношение ребенка к тому, чем он занимается.
• Ребенок должен знать, для чего он делает данную работу и какой будет результат.
• Научить планировать. Рассказать и показать последовательность. Например, как нарисовать рисунок, «взять чистый лист, карандаши» и т. д.
• Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели.
• Поощрять терпение, самостоятельность, инициативу, настойчивость.
• Подключать ребенка к своему труду, помогая советом или делом в случае затруднения.
• Не делать работу за ребенка.