Кино должно воспитывать: в Первомайской школе снимают собственный фильм

Как с помощью экрана нравственно и духовно ориентировать молодежь в период больших перемен и глобальных вызовов? Ответ на этот вопрос в в своей научно-исследовательской работе дает директор Первомайской школы Миллеровского района Е. А. Мишустина. «Фильмы для детей и подростков должны воспитывать», — считает Елена Алексеевна. И это не просто слова. Основные принципы и задачи российского детского кино, педагог воплощает в жизнь в ходе работы над школьным кинофильмом. Роли в нем исполняют юные и взрослые участники творческого коллектива — ученики, их родители, учителя и земляки.

Общество

Иммунитет для души

В недавно состоявшемся пленарном заседании XXVII Димитриевских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в режиме онлайн приняли участие благочинный приходов Миллеровского округа Шахтинской епархии РПЦ иерей Роман Калинин, а также учителя школ города и района, преподающие основы православной, духовно-нравственной культуры народов России и светской этики.

Для рассмотрения духовенством и педагогическим сообществом научные результаты многолетнего труда в работе «Роль кинематографа в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи на современном этапе развития образования» предложила директор Первомайской школы, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Е. А. Мишустина. Она отметила, что 21 век явил миру небывалые до этих пор стремительные изменения.

В условиях становления и развития информационного общества происходит деформация психологических и интеллектуальных свойств и качеств личности. Концепция «общества потребления», неограниченной вседозволенности, так упорно навязываемые мировому сообществу Западом, подрывают основы традиционной христианской этики, самого понятия нравственности.

Как никогда остро сегодня встает вопрос противодействия негативным тенденциям, выработки своеобразного «иммунитета для души», особенно необходимого нашим детям.

Одной из главных нарастающих глобальных проблем становится нравственная деградация человека: его дегуманизация и расчеловечивание, утрата национальных ориентиров и устойчивых моральных принципов, трансформация института семьи. В связи с этим духовная безопасность детей и молодежи становится чрезвычайно важной актуальной государственной задачей. Огромную роль в современном образовании, решении задачи сбережения чистоты детского сердца, в выполнении Стратегии национальной безопасности играет детский кинематограф. Не случайно в октябре 2022 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить организацию производства цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, — с этими словами обратилась Е.А. Мишустина к участникам Димитриевских чтений.

По образу и подобию

В качестве примера такой деятельности Е. А. Мишустина рассказала о собственном опыте работы в этом направлении. В Первомайской школе уже четвертый год функционирует созданный ею детский киноклуб «По образу и подобию». Педагоги вместе с детьми смотрят шедевры мирового и отечественного кино как прошлых лет, так и современности. После просмотра — обязательное обсуждение увиденного. Так дети учатся на доступном языке интерпретировать смысл кинотекста.

Идея организовать киноклуб появилась у меня во время обсуждения с благочинным приходов Миллеровского округа, настоятелем Свято-Андреевского храма иереем Романом Калининым проблемы клипового мышления у школьников, — делится Е. А. Мишустина. — Под клиповым мышлением понимают восприятие информации фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, когда человек не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое, не осмысливая взаимосвязи между событиями. Пробелы в знаниях современных школьников ученые связывают именно с таким состоянием. Во многом появлению клипового мышления у детей и подростков способствует их интернет-зависимость, постоянное «зависание» в соцсетях с бездумным пролистыванием ленты новостей и разных видеосюжетов.

Интерпретация кинопроизведения, составление собственного мнения об увиденном, выявление взаимосвязи между событиями фильма, соотнесение кинокартины с ценностными и духовно-нравственными ориентирами помогает решить эту проблему и становится своего рода альтернативным методом обучения, считает Елена Алексеевна. Задача педагогов при этом — учить детей правильному осмыслению видеоряда, обращать внимание подростков на эмоциональные переживания, образы и поведение героев, которые могут послужить примером или же стать неприемлемыми для них.

Помочь сделать выбор

Руководитель школы решила не останавливаться на достигнутом и помочь школьникам почувствовать себя творцами.

Глобальный мир бросает вызов каждому современному человеку, деятельность и жизнь которого должна быть уже не только познавательной или исследовательской, а скорее конструктивной, преобразовательной. Уже через два года работы киноклуба, заручившись поддержкой учителей, родителей, неравнодушных к проблемам школы людей, получив благословение священнослужителя отца Романа, мы организовали съемки собственного школьного фильма, — рассказывает Елена Алексеевна. — Он призван рассказать зрителям о любви и дружбе, предательстве и отчаянии, прощении и смирении, верности своим убеждениям, милосердии, любви к ближнему, справедливости и честности, об ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки.

Первый киноматериал гостям, учащимся и учителям был показан в мае 2022 года на школьной научно-практической конференции, родителям — во время проведения «круглого стола», посвященного проблемам информационной безопасности детей в масс-медиапространстве.

Телевидение, кино, социальные сети — источники самой разной информации, с которой сегодня сталкиваются дети. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед современной школой — овладение навыками анализа, интерпретации и создания подобных контентов. Кинематограф, как вид искусства и отрасль человеческой деятельности должен занять достойное место в современном образовательном пространстве. Наш школьный фильм — это попытка своими силами воссоздать положительный образ героя, помочь ребятам задуматься о вечном и важном, сделать правильный выбор. Это возможность получить своеобразный духовный иммунитет и получить хорошие жизненные уроки, — таким видится директору Первомайской школы результат необычного, увлекательного и очень перспективного направления учительского труда.

Публикация подготовлена по научно-исследовательским материалам Е.А. Мишустиной для доклада на Димитриевских чтениях

Наш край