Миллеровцы и гости города могут совершить путешествие в скифскую древность

Есть в нашем районе достопримечательность, о которой слышали многие. Находится она в нескольких километрах от слободы Терновая. Её видно с трассы М-4 справа, не доезжая километров восемь-десять до Грай-Воронца. О ней существует предание, да не одно.  Речь идет о кургане Шапкина Могила.

85 лет Ростовской области

Наиболее известная версия такого названия  звучит следующим образом.  В середине 19 века, в период отмены крепостного права на этой территории бесчинствовала банда атамана Шапки. Добычей грабителей становились торговые караваны, появление которых было отлично видно с высоты кургана. Атаман отличался дерзостью и однажды Терновская волостная жандармерия призвав на помощь казаков станицы Каменской и окрестных мужиков устроила облаву. Оценив неравенство сил, атаман приказал спешно зарыть землянку у подножия кургана со всем её содержимым и скрылся.

Местные жители еще до революции пытались искать бандитский клад. Говорят, что четверть века после исчезновения банды, в Терновой появился старик-нищий, который после чарки проговорился, что в засыпанной землянке был котел с ценностями.  И действительно, землянку, вернее полусгнившие доски сруба, откопали, нашли и котел. Но он был пуст — видимо разбойники смогли спустя время втайне  вынести его содержимое.

Вторая версия  более древняя и интригующая. Жителям Терновой с детства знакома легенда о том, что в кургане захоронен скифский царь, погибший в сражении. Вместе с царем похоронили и отлитую из чистого золота голову, а то и целую лошадь. При возведении кургана каждый воин (а их было несметное множество) принес землю в шапке, в результате получилась огромная насыпь, отсюда название — Шапкина Могила. Место для могильника было выбрано не случайно: у подножия кургана до недавнего времени бил родник, а так как скифы верили, что и после смерти человек пользуется тем же, чем и при жизни,  то и царь с конем на многие века был обеспечен водой.

Естественно, на протяжении десятилетий местная пацанва пыталась искать этого золотого коня, правда, тоже безрезультатно. Но около десятка лет назад в округе работала группа археологов из Санкт-Петербурга, которая обнаружила и зарегистрировала в полукилометре к северу от Терновой древнее поселение эпохи бронзового средневековья, когда нашу территорию заселяли скифы. И курганов, причем еще не исследованных, у нас немало (Шапкина Могила — один из них). Когда-то они откроют свои тайны.

Но это — красивые легенды прошлого. Реальное же, сегодняшнее существование кургана не менее интересно,  привлекательно и даже загадочно.

Прежде всего под названием Шапкина Могила в реестре памятников археологии федерального значения числится не один, а целая курганная группа из пяти объектов. Кстати, местным жителям это известно, недаром они называют две соседние возвышенности Ближней и Дальней Шапкиными Могилами.

Ученые определяют примерную дату создания курганного комплекса III тыс.до н.э. — XIVв. н.э. Он находится на государственной охране, а значит, вести там какие-либо работы не имеет права никто, кроме археологов.

Правда, есть субъекты, которые букв не знают, законов не читают и потому изрыли весь курган и его подножие. Это бабаки. Место здесь спокойное, не распаханные поля, а покрытые негустым  кустарником балочки, поэтому им тут полное раздолье. Мы лично встретили штук пять, причем один из них стоял прямо у проселочной дороги, по которой можно подъехать к кургану.

Да, уточним. Хотя мы и знаем о курганной группе, но у нас принято называть Шапкиной Могилой только один из них — тот, где установлена геодезическая вышка. У него есть свои достопримечательности, уже не исторические,  а скорее географические и геологические.

Прежде всего курган  имеет высоту 188,6 м над уровнем моря, это одно из самых высоких мест в районе. С его вершины отлично просматривается не только М-4, но и окрестности на многие километры вокруг. Вид отсюда просто замечательный, такое впечатление, что наблюдаешь за тем, что внизу как с птичьего полета.

При этом, что удивительно, похоже, что состоит он из песка. Причем встречается как желтый, так и в изобилии — белый (это отлично видно у бабачьих нор). А белый песок, как известно — речной. Как он оказался на такой высоте? Да и рек-то поблизости, по крайней мере в наше время, не наблюдается.

Хоть с растительностью на кургане не густо — одно дерево на правом склоне, да купы кустарника на вершине, запах здесь стоит просто дурманящий. Это пахнут растущие в изобилии степные травы — кашка, дикая гвоздичка, шалфей, чабрец.

Есть тут и где отдохнуть после подъема на вершину. Внизу у подножия  небольшой прудик. Похоже, это тот самый источник, о котором говорилось в легенде про скифский вариант. Сейчас, правда, его не видно, потому как народу тут бывает немного, обихаживать родничок некому да и не для кого, потому родничок и натекшее озерцо затянулось ряской.

Но он тут есть, это совершенно точно, причем не какой-то хиленький. Потому что вода, вытекая из озерка не высыхает по пути а ниже образует еще один пруд побольше.  Над всем этим раскинули густые кроны несколько деревьев — отличное место для отдыха в жару.

Наш край