Миллеровосельмашу 70 лет: так становился завод

Сегодня, 26 сентября, в России отмечается профессиональный праздник – Деньмашиностроителя. Для Миллеровского района завод Миллеровсельмаш не просто предприятие. Завод имеет богатую историю. Как происходило становление, ставшего впоследствии легендарным, завода, рассказали на предприятии. Здесь чтут и трепетно берут свою историю.

Новости Миллерово и района

Начало биографии завода Миллеровосельмаш приходится на 1948 год, когда было принято решение коллегии Министерства сельского хозяйства о строительстве в городе Миллерово межрайонных мастерских по капитальному ремонту двигателей. Строительство началось в 1949 году.

На западной окраине города появились люди с теодолитами, рулетками. Они что-то размечали, забивали колышки. И вскоре здесь закипела работа. В основном бывшие фронтовики, а также молодые рабочие начали вручную рыть траншеи под фундаменты.

Вот что рассказал Алексей Андреевич Красников, в августе 1951 года он начинал здесь трудовую биографию слесарем-такелажником.

Траншеи под фундаменты станков мы копали вручную, — вспоминал он. – Сами же готовили раствор, бетонировали. Станки приходили железной дорогой на станцию Мальчевская, потому что в Миллерово не было разгрузочной площадки. Туда и ездили зимой получать. В кузове машины натрясешься, намерзнешься так, что зуб на зуб не попадает. Случалось, что задерживались из поездки до 10 часов вечера. 

Инструментом первое время мастерским помогал машиностроительный завод имени Гаврилова.

Поначалу мастерские специализировались на ремонте моторов к автомобилям, тракторам «ХТЗ»,«С-80», «Л-6», «П-10» и другим. Но приходилось ремонтировать и комбайновые двигатели, восстанавливать другие узлы машин.

Штат мастерских в апреле 1952 года составлял 49 человек. Работу приходилось организовывать в нелегких условиях: моторы поступали самые разношерстные, для них не хватало узлов и деталей, мало было специализированного оборудования. К тому же с первых дней приходилось ремонтировать не только автомобильные, но и тракторные моторы. Энергосиловое хозяйство представляло собой два локомобиля мощностью на 150 и 200 лошадиных сил. Дела шли туго. Но люди понимали, что успех зависит прежде всего от их старания, инициативы, находчивости, и не жалели усилий для выполнения заданий.

Постепенно дела на молодом предприятии города улучшились. Пришел и первый успех. В 1953 году план марта по валовому выпуску коллектив выполнил на 122 процента.

При этом трудностей было немало. Вспоминал о них ветеран завода Павел Иванович Сардак.

Грязь была непролазная, — рассказывал он. – По территории можно было пройти лишь в резиновых сапогах. Не было дороги с твердым покрытием и для связи с городом. Воду для питья носили ведрами на коромысле из Легостаевской криницы.

Василий Иванович Худолей, награжденный орденом «Знак Почета», ленинской юбилейной медалью, рассказывал, как он начинал трудиться, придя сюда в апреле 1953 года. Ремонтировали тогда двигатели к тракторам «С-80». Он делал поршневую группу. Потом стали поступать и моторы к комбайнам, автомобилям «ГАЗ-51». Вместе с Владимиром Ноздриным они вручную переносили двигатели «ГАЗ-51».

Несмотря на многочисленные трудности, дела на предприятии налаживались, улучшалась сама жизнь. В 1953 году приступили к строительству домов для коллектива.

Осенью 1953 года коллектив освоил вне плана обработку дисков автоматов плуга, втулки культиватора, зубчатки для комбайна. Умельцы предприятия вносили рационализаторские предложения, направленные на улучшение технологического процесса, повышение производительности труда.

Наступил 1954 год. Он начался организованнее, лучше, чем предыдущий. Значительно укрепилась трудовая дисциплина. Удалось добиться снижения себестоимости продукции. Однако с качеством ремонта еще не все ладилось. Поступали рекламации. Началось освоение новой продукции – паяльных ламп и садовых опрыскивателей, слесарных тисов, опылителей. 

Но трудности продолжали сказываться. В отдельные месяцы план не выполнялся. Руководителей заботило все: и то, что еще плохо организуется труд, теряется время, и что плохо налажена работа с рационализаторами, и что демонтированная кислородная установка ржавеет.

Но отмечались и успехи. Налажена высокочастотная закалка деталей, пущена газоцементационная печь, освоена окраска деталей пульверизатором. Как это далеко от сегодняшнего дня, но тогда это было шагом вперед.

В эти годы предприятие пополнилось большим количеством оборудования, металлообрабатывающими станками, инструментом. Получен новейший аппарат для реставрации старых деталей путем электрометаллизации. Было принято решение о строительстве нового цеха.

Впереди у завода были годы небывалых взлетов и падений. С заводом связаны судьбы многих миллеровцев. Информация предоставлена администраций Миллеровосельмаша

Наш край