— Владимир Степанович, о том, что готовятся соответствующие поправки в федеральный закон, общественность обсуждала на протяжении уже, наверное, полугода. Причем звучали самые различные мнения, вплоть до того, что выборы районного уровня вообще будут отменены. Расскажите, что же на самом деле изменилось в законе?
— Самое главное, что выборы, конечно, никто отменять не будет. Принятые поправки значительно расширили демократические принципы формирования органов местного самоуправления. Сразу отмечу, что эти изменения не коснулись порядка избрания представительной и исполнительной властей сельских и городского поселений. Речь в этой части идет об изменениях в выборах главы района и Собрания депутатов района.
Итак, в прежней редакции 131 закона предусматривалось две формы избрания органов местного самоуправления. Первая — это прямые выборы главы района и депутатов Собрания. Вторая, предусмотренная этим же законом, форма — это когда избираются только депутаты Собрания, которые из своего состава избирают главу района, а глава администрации назначается Собранием депутатов на конкурсной основе. Внесенными поправками предусматривается третья форма, когда вообще не проводятся выборы ни главы, ни районного Собрания. Предложен новый механизм формирования власти путем делегирования полномочий от глав поселений, входящих в район, и депутатов. Таким образом, районное Собрание будет сформировано из глав городского и сельских поселений и депутатов в равной норме представительства, вне зависимости от численности жителей поселений. А они из своего состава уже изберут главу района и на конкурсной основе наймут главу администрации района по контракту.
— Сразу возникает вопрос — кто предлагает кандидатуру?
— Может предложить Собрание депутатов с учетом соблюдения определенных профессиональных требований, которые будут закреплены в условиях конкурса. Кандидат должен знать бюджетный процесс, муниципальное хозяйство и правовые основы местного самоуправления.
Предложить кандидатуру может и губернатор области. Понятно, что, если губернатор предлагает своего кандидата, то и, соответственно, гарантирует его профессионализм и несет определенную ответственность. При выборе этой формы организации органов власти присутствует большая доля стабилизирующего фактора. Если сравнивать, например, с первым способом прямых выборов, то глава может быть популярным, но неспециалистом. Как правило, ему требуется время на вхождение во власть, тратится много сил и средств, от этого страдает муниципальное образование. Примеров у нас в области немало.
— Как решается вопрос выбора того или иного способа формирования органов местного самоуправления?
— В июне во всех муниципальных образованиях нашей области пройдет обсуждение вопроса выбора. Мы, естественно, также обсуждаем, какая форма более приемлема для Миллеровского района. Каждый район будет решать, какой способ из предложенных законом ему выбрать. Сейчас Законодательное собрание проводит мониторинг, какая из форм пользуется наибольшим доверием населения, депутатского корпуса и глав поселений. И только по решению жителей, депутатов муниципальный район вправе переходить на ту или иную форму, внеся соответствующие изменения в Устав.
Стартом в этом процессе станет решение Законодательного собрания 26 июня этого года, которое примет на областном уровне закон, по которому будет жить область. Исторически нам ближе выборная форма.
— Были ли прецеденты в области, когда в районе выбиралась и работала вторая промежуточная форма между прямыми выборами и назначением?
— Действительно, в Ростовской области пять районов в 2005 году выбрали этот способ формирования органов местного самоуправления. Но впоследствии отказались от нее, вернулись к прямым выборам.
— Как конкретно жители нашего района могут участвовать в принятии решения?
— Депутаты — это представители народа, которые должны обсудить вопрос со своими избирателями и в принятии определенного решения руководствоваться мнением народа. Главы поселений также могут непосредственно обсудить этот вопрос с населением. И на основе этого будет принято решение: нужно ли изменять законодательство или оставить все, как есть. У нас время до 20 июня.
По моему мнению, первый вариант прямых выборов характерен для территории с высоким уровнем культуры местного самоуправления, когда население уже знает все основы и понимает, что и как происходит. Ведь избрать главу — этого мало. Если при прямых выборах часть ответственности за работу главы берет на себя население, его избравшее, во втором варианте часть ответственности несут депутаты Собрания, то в третьем варианте часть ответственности возлагает на себя губернатор. И если высока культура местного самоуправления, район стабильный, с очень сильной управленческой командой, ему, в принципе, нечего менять. Но если пробел в деятельности органов местного самоуправления объясняется тем, что нет достаточных механизмов и удобных вариантных схем формирования власти, то законопроект как раз дает возможность этот пробел устранить.
— Какой же путь реформирования ожидает Миллеровский район?
— Мы будем публично обсуждать этот вопрос. Хотя пока менять ничего не будем, у нас 14 сентября состоятся прямые выборы главы и депутатов, которые будут избраны на пять лет. А вот с 2019 года Собрание депутатов вправе изменить порядок формирования власти. Кстати, у Миллеровского района будет возможность посмотреть, какой будет результат в других районах области.
— С выборами все ясно. Какие еще поправки приняты в 131 законе?
— Серьезные изменения коснутся полномочий сельских поселений. Дело в том, что они сейчас наделены большим количеством полномочий, из которых далеко не все финансово обеспечены. С 1 января 2015 года из 44 полномочий в ведении администраций сельских поселений будет оставлено всего 13 вопросов местного значения. Остальные будут переданы на районный уровень.
После 20 июня мы обязательно расскажем о результатах мониторинга. С предложениями, мнениями жители района могут обращаться к своим депутатам, главам поселений и к нам по телефону 2-62-58. Адрес электронной почты: sobranie@millerovo.donpac.ru, или оставлять в редакции «Нашего края».
Все зависит от активности населения, его культуры и знания муниципального закона. Ведь муниципальная власть—это негосударственная власть. Это власть, переданная народу, который вправе требовать от нее не только открытости, но и советоваться с ним, к чему мы вас и призываем.