На древней машлыкинской земле

Она действительно очень древняя, и история её началась гораздо раньше 18 века, когда войсковой старшина Василий Машлыкин получил за службу в дар от Екатерины II надел у реки Деркул и поселился там..

СВИДЕТЕЛИ ВЕКОВ

старое Общество

О том, что люди издавна и охотно селились в этих благодатных местах, говорят многие факты. Например, обилие курганов, свидетелей седых веков. Только между Машлыкино и Титовкой их девять, а в округе — все два десятка будет. А это значит, что когда-то здесь жили скифы, причем в немалом количестве. По некоторым данным были сарматы, хазары, половцы — в общем, многие народы, населявшие некогда Дикое поле.

С 15-16 в.в. обитателями этих мест становятся донские казаки. В 1680 году в исторических документах впервые упоминается казачий городок Обливы на Деркуле, который находился как раз на том же самом месте, где сегодня Машлыкино.

Черным для него стал 1695 год, когда по указу Петра I в казачьих городках Лугани, Старо-Айдаре, Теплом и Обливах проводились так называемые «ревизские сказки» — своего рода перепись населения, призванная выявить бежавших на Дон крепостных. В «сказках» значились 20 казаков, 10 черкас и 20 беглых. На самом же деле в окрестных лесах последних оказалось в 10 раз больше — 200. Их схватили и под охраной направили на суд к царю. Но по дороге крестьяне, перебив охрану, разбежались и примкнули к восстанию Кондратия Булавина. Восстание было жестоко подавлено, и в назидание по Деркулу поплыли плоты с виселицами, на которых висели тела казненных повстанцев. А казачьи городки, в числе которых были и Обливы, стерли с лица земли. А чтобы стереть у людей и память о непокорных казаках, появившееся через время новое поселение уже «охохлачили», назвав слободой.

КРАЕВЕД

Обо всем этом и многом другом из истории Машлыкинской земли рассказал нам Александр Сергеевич Петченко, в прошлом глава сельской администрации, а ныне пенсионер и местный краевед. Он настолько увлечен этим, что даже лавку за двором установил на найденные где-то старинные жернова. Петченко не только бережно собирает все «артефакты» былых времен, но и читает историческую литературу, ищет документы, где упоминается о родных местах.

Интерес же к старине появился у него давно и самым неожиданным образом. Молодым, он работал прицепщиком на тракторе. Когда пахали одно из полей, плуг за что-то зацепился. Вместе с трактористом стали откапывать неожиданную преграду и обнаружили каменную плиту размером примерно 1,8 м на метр и сантиметров 20 толщиной. С трудом подняв её, увидели сложенный из камня «гроб» высотой примерно 80 см, заполненный землей. Убрав землю, увидели сидящий на восток человеческий скелет, в ногах и головах которого были два глиняных горшочка. Как потом сказали специалисты, это очень похоже на хазарское захоронение.

А еще поведал нам Александр Сергеевич об одном весьма курьезном и обидном для нас моменте. Оказывается, земли, находящиеся по ту сторону Деркула со знаменитой ныне своими лечебными свойствами Киселевой балкой, назывались когда-то Григорянкой и принадлежали не соседнему государству, а русскому подданному, одному из правнуков Василия Анисимовича Машлыкина Григорию Ивановичу. Несмотря на то, что народ давно знал о полезных свойствах источников, Григорий Иванович использовал их далеко не в лечебных целях: поставил там кабак, наладил производство самогона. Он и сам был большим любителем разгульной жизни и белая горячка его не минула. Умер в Каменской больнице для душевнобольных, куда отвезли его братья, разгромив после этого кабак.

Уже при советской власти, когда и мы, и Украина были одной страной, границу между Ростовской и Луганской областями провели по естественной преграде — реке Деркулу. И Киселева балка стала украинской. Со временем там появился монастырь, устроена купальня. Теперь машлыкинцам, чтобы окунуться в целебные воды, надо ехать за границу.

СЕЛЬСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ

Таких, как Александр Сергеевич, кто интересуется не только насущными, житейскими делами, но и нуждается в «пище духовной», в Машлыкино немало. Об этом нам рассказала библиотекарь Людмила Ивановна Мирошниченко. Представьте себе, из 136 жителей слободы 126 человек — читатели библиотеки! Книжный фонд составляет 7,5 тысячи томов. Согласитесь, неплохо для населения чуть больше сотни человек?!

Детвора идет сюда за литературой по школьной программе, а взрослые — за художественной и документалистикой. В основном интересуются классикой, историей, есть те, кто предпочитает детективы, а кто-то просит «жизненное».

А еще есть свой «читальный зал». Во многом благодаря тому, что библиотека находится в одном здании с почтой: пока там очередь, коротать время идут сюда. Людмила Ивановна специально выделила стол, где раскладывает периодику: газеты и журналы. Причем выписывает на библиотеку свыше 30 изданий.

А еще машлыкинцы — преданные читатели «Нашего края». Как сообщила нам заведующая почтовым отделением Ольга Викторовна Глущенко, районную газету носят практически в каждый двор. Исключение — несколько бабушек, у которых читать уже глаза не видят.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ

Выписывают районку и Дреевы-старшее поколение. Только молодым читать особо некогда. Это и неудивительно, ведь Владимир Николаевич Дреев — глава большого крестьянско-фермерского хозяйства. У него — 2,5 сотни овец, 45 голов крупного рогатого скота. В основном занимается выращиванием бычков.

Несмотря на то, что Дреевы относительно молоды — ему 41 год, жене — 37, они оба успели более 10 лет отработать в колхозе «Правда» скотниками. Поэтому когда началась перестройка и слом бывшей колхозной системы, долго не думали, а занялись тем, что знали и умели: выращиванием скота.

У них это неплохо получается. Благодаря опыту и трудолюбию, их стадо хорошо набирает привесы, поголовье здоровое. Вот только со сбытом-проблема.

— Два года растил быков, — жалуется Владимир Николаевич, -пришло время реализовывать, а цены нет. Сдал по 70 рублей за килограмм живого веса, когда на базаре говядина до 300 рублей доходит. А ведь эти быки у меня на 160 тысяч одного зерна сожрали! Разве я окуплю затраты, если буду по такой цене мясо продавать? Да никогда! Самому же ехать в город и становиться на рынок мне просто некогда — дома хозяйство не бросишь. Вот говорят о помощи сельхозпроизводителю, о развитии семейных ферм. На мой взгляд, эту помощь надо начинать с организации закупок у населения. Кооперация, или как там это будет называться, но чтобы не я искал, куда деть выращенное, а ко мне гарантированно приехали и забрали. Каждый должен заниматься своим делом.

Но, несмотря на трудности и вполне оправданные жалобы, Дреевы не сдаются. Во-первых, потому, что особой альтернативы нет, во-вторых, все же надеются на то, что ситуация изменится к лучшему.

Если бы система работы с крестьянско-фермерскими хозяйствами в плане реализации была отлажена, то почему бы выращивание скота и не сделать семейным бизнесом? У них оба ребенка учатся в сельскохозяйственных учебных заведениях: дочь Ольга-студентка Луганского сельхозинститута, сын Игорь учится в ДСХТ на механика. Сейчас оба студента на каникулах и помогают родителям управляться с большим хозяйством.

МЕНЯЮ МОСКВУ НА МАШЛЫКИНО

Разговоры о том, что село нынче безлюдеет отнюдь не праздные. Это происходит по всей России, есть это и у нас. В том же Машлыкино нам наглядно представили весь небогатый «рынок труда». Кому-то работу дает ЗАО «Кристалл», кто-то — на самозанятости, как Дреевы и Шинкевичи, есть те, кто ездит на заработки в Москву.

Но наблюдается и обратная тенденция — москвичи едут сюда. Сначала поселилась семья Муращенко. Но с ними понятно — Людмила Николаевна родом отсюда. Прожив всю жизнь в столице и проработав врачом, им с мужем-капитаном по выходе на пенсию захотелось пожить в тихом, экологически чистом месте. А чем Машлыкино не такое? Вслед за ними приехала и семья старпома. А потом еще три семьи москвичей купили дома в слободе.

Кроме того, многие луганчане перебираются сюда. Сейчас их в Машлыкино — примерно треть населения. Поэтому есть надежда, что древняя машлыкинская земля будет по-прежнему обжитой и обихоженной, как и многие столетия.

Наш край