На степных просторах

Марьевка - единственный в районе населенный пункт, с названием которого произошла настоящая путаница. Вообще-то это - хутор Хмызов, образованный в XVIII веке крестьянами, бежавшими из Украины и Воронежской области. Они селились вниз по течению реки на проплешинах между небольшими озерцами, высыхающими летом и густо зарастающими высокой полынью (хмызом).

КОЛХОЗ — ВСЕМУ ГОЛОВА

старое Общество

Если в целом на Дону процесс коллективизации был весьма болезненным, то в нищем Хмызове он пошел на ура: на общий двор снесли и свезли у кого что было из скудного крестьянского инвентаря. Первым председателем был 25-тысячник Ефим Мефонин.

Уже к марту 1930-го в колхоз, который назвали «Путь Ленина», объединились 23 хутора. Был он в числе лидеров. Так, в 1935 году здесь на трудодень выдавали 5 кг зерна и 50 копеек деньгами (для сравнения: колхозникам Терновой и Ольхового Рога было выдано по 50-10 коп и 1,5 кг зерна на трудодень).

Много сделал для процветания хозяйства Виктор Григорьевич Пшеничный. Именно в пору его председательства построены современные фермы, средняя школа, водопровод, две бани, почта, детсад, телевизионная вышка, а также асфальтированные дороги. Благодарные марьевцы установили его бронзовый бюст в центре села. Но самое главное, что они сделали, сохраняя память о созидательной деятельности Пшеничного, — даже в трудные годы перестройки не развалили свое хозяйство. Конечно, сейчас оно уже носит современную организационно-правовую форму: не колхоз, а ЗАО, но в числе акционеров — все те же бывшие колхозники.

ЗАО «Марьевское» обрабатывает около шести тысяч гектаров пашни. Сеют пшеницу, кукурузу, подсолнечник. В последние годы начали осваивать новые культуры, такие как лен и рыжик. Сохранили здесь и животноводство — в стаде 900 голов крупного рогатого скота. Есть перерабатывающее производство — маслобойня. Работают столовая и магазин, который по старой привычке называют колхозным. Хозяйство не только обеспечивает зерном, маслом, соломой и транспортом своих пайщиков (их порядка 500), но и предоставляет им некоторые коммунальные льготы. Например, по оплате за воду. Если здесь она составляет 17 рублей 15 копеек за куб, то для пайщиков — бесплатно. С учетом того, что всего в хуторе живет человек 600, получается, что более 80% жителей за воду не платят.

Сельхозпредприятие дает работу около сотни хуторян. Могли бы трудоустроить и больше, считает директор ЗАО А. М. Овсянников, но народ, особенно молодежь, стремится на заработки в Москву, считая, что столичный рубль длиннее.

— Какая у вас средняя зарплата, — спрашиваю Александра Михайловича.

— Около 11 тысяч, — отвечает он.

— Ну вот и едут в Москву.

— Нет, вы неправильно считаете, — парирует Овсянников. -Что за показатель такой — средняя зарплата? Надо исходить из того, какие расценки. Я скажу так. У нас в хозяйстве работник при наличии трудолюбия, умения и опыта может зарабатывать 25-28 тысяч рублей, а трактористы и до 35. Я этих «москвичей», которые поехали, попробовали и домой приехали, потом на работу не беру. Потому что к труду на земле следует относиться не по остаточному принципу: «нигде не вышло, так пойду в хозяйство». Работе на земле учиться надо, особенно сегодня, когда появилось много современной сложной сельхозтехники, новые агротехнические приемы.

ЭКО- И ДРУГИЕ ЧУДЕСА

Марьевка расположена на границе трех районов — Миллеровского, Чертковского и Богучарского. С одной стороны, есть минус в отдаленности от центра. Но он полностью перекрывается другими, в частности экологическими, плюсами. Марьевцы считают, что именно они дышат самым чистым в районе воздухом и пьют самую кристальную воду.

Действительно, в окрестностях хутора немало родников. Но самый известный — тот, что по дороге на Белогоровку. Сюда ежедневно идут и едут за студеной родниковой водой, которую многие считают еще и целительной. Родник этот неширок и неглубок, но достаточно долог. Около полукилометра течет он до впадения в ручей Голый — приток реки Калитвы.

Вся округа напоена пряными степными запахами чабреца, бессмертника, ромашки, зверобоя и, конечно же, полыни, давшей когда-то название хутору.

В этом степном разнотравье водятся куропатки, фазаны, степные орлы, зайцы, лисы и сурки. А местные охотники говорят, что можно даже встретить редкую и давно выбитую в других местах дрофу. Леса дают приют косулям, диким кабанам и даже лосям. А водоемы богаты как рыбой, так и дикой птицей, среди которой главные, конечно, — лебеди. Они не только гостят здесь, но и выводят птенцов. Работники культуры из Марьевского ДК сделали о красотах своей земли буклет и назвали его «Эко-чудо».

Но не только природа здесь чудесна. Много яркого и интересного создано человеческими руками. Например, сказочный городок для детей возле клуба. Такие в селе нечасто встретишь. Потому-то и идут мамы с детишками побегать-поиграть на площадке в окружении разноцветных, веселых мышек, мишек, зайцев и прочих зверушек. Здесь мы встретили Татьяну Сребенко. У неё — двое ребятишек. Маленький дома, а со старшим ходили в магазин, вот он и потянул маму на площадку — хоть немножко поиграть.

Не менее интересно и творчество, которым заинтересовалась сначала одна из жительниц хутора-дочь заведующей клубом Елена. Именно она первая начала плести корзинки, шкатулочки и прочие поделки … из газет. (К слову сказать, чаще всего у неё шел в дело «Наш край». В благодарность за то, что именно наша газета явилась материалом для большинства её поделок, Лена пообещала редакции сплести большую корзину для розыгрыша призов. Спасибо заранее!). Сейчас в клубе работает целый кружок мастериц. Многие захотели своими руками сделать украшения для дома или на подарок — настоящие чудеса из бумаги.

КАК ЖЕ ИХ НАЗЫВАТЬ?

Второе название — Марьевка — пошло от имени местной помещицы Марьи Гириной, которой эти земли принадлежали. Владения были небольшими: 300 десятин земли с лугами и пашней да поселок Хмызов с 23 ревизскими душами мужского пола.

Барынька она была, к слову сказать, весьма вздорная — много лет судилась с родней по поводу наследства и, по воспоминаниям, отличалась жадностью, лютостью и не раз пыталась расширить свои владения за счет земель и хуторов братьев, подкупала крестьян поджигать их посевы и усадьбы. В конце концов те не выдержали и продали свои участки, прилегающие к наделам сестры.

Дочь свою она тоже назвала Марьей. Так за хутором и закрепилось в народе это название. Время шло, сами барыни и все, связанное с той эпохой, забывалось. Но женское имя в названии села показалось здешним жителям гораздо благозвучнее, и свой хутор они стали называть именно так, хотя ни на одной карте такого населенного пункта нет. Есть хутор Хмызов с границами от х. Белогоровского до Медведей.

До революции народ там жил бедно. Многие семьи в поисках лучшей доли уезжали, как, например, многодетная семья Назаренко. Испытывали нужду и семьи Пасюра, Ященко, Христовых, Тягнирядно, других. Только второе и третье поколения стали обретать достаток. Потомки первых поселенцев-хуторян и сегодня живут здесь, как, например, разветвленный и многочисленный род Кочубеев.

Надо отдать должное-судьба, вдоволь отыгравшись на хуторянах до революции, в советское время дала им возможность пожить даже лучше других.

Наш край