13 августа в России и в мире отмечается день левшей. Это неофициальный праздник, посвященный людям, которые активнее управляются в повседневных делах левой рукой, чем правой. О том, что такое левшество и надо ли переучивать детей, рассказывает руководитель психолого-медико педагогической комиссии (ПМПК) Миллеровского района, психолог Ольга Ивановна Кочубей.
Руководитель психолого-медико педагогической комиссии (ПМПК) Миллеровского района, психолог Ольга Ивановна КочубейОбразованиеЛевшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо соответственно. Левшество – это не каприз ребенка, а организация его мозга, с которой он родился и которую не способен изменить.
Специальные наблюдения и исследования убедительно показывают, что насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения в школе, может стать причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка.
Переучивая ребенка, навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще не сформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход их совершенствования в процессе возрастного развития и обучения.
Скорее всего, дополнительными негативными факторами, ухудшающими состояние здоровья детей при переучивании, являются постоянные неудачи (стресс) при письме и освоении сложнокоординированных движений. То есть, мы, намеренно, создаем условия для возникновения трудностей, неудач, неумелости, неловкости.
У детей-левшей, которых пытаются переучить, резко снижается успеваемость, может проявляться раздражительность, бессонница, иногда развивается энурез, заикание.
Ребенок может столкнуться также с рядом психологических проблем: настойчиво переучивая малыша, вы как бы говорите ему: «Ты неправильный, тебя надо переделать». А ведь это просто особенность, никак не мешающая в жизни.
Интеллект левшей часто выше, чем у праворуких детей. Впрочем, некоторые учебные предметы им даются с трудом. Например, левшам трудно быстро считать в уме. Рисуют и пишут они не слишком аккуратно. Почерк левши вряд ли когда-либо станет идеальным, а заставлять его решать задачи на скорость и вовсе не надо: для него эта миссия почти невыполнима.
Примите леворукость ребенка сами, если хотите поддержать его. Провожая его в школу, сообщите учителю об особенности ребенка. Проследите за тем, чтобы сосед по парте сидел справа от него. Не забывайте, что свет должен падать на домашний письменный стол тоже справа.
Для того, чтобы малыш лучше адаптировался к социуму, приобретите для него специальные предметы обихода (ножницы, ручку, прописи, компьютерную мышь для левшей), которые будут способствовать безболезненному внедрению в праворукий мир.
Огромное количество известных людей были именно левшами: Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Билл Гейтс, Сергей Рахманинов, и это еще далеко не все. Притом, что левши составляют около 10 % всех людей в мире.
Если ваш ребенок левша, ни в коем случае не пытайтесь его переучить, примите его уникальность. Научитесь учитывать его особенность в общении и обучении. И не забудьте предупредить об этом воспитателей и учителей, ведь от них во многом зависит психическое состояние вашего ребенка.




