В прошлом году 41,3 млн рублей из федерального и 48 млн из областного бюджетов были направлены на модернизацию десяти коррекционных школ региона. Обновлена их материально-техническая база: оборудование и средства обучения 47 кабинетов, 18 кабинетов специалистов, включая сенсорные комнаты и залы лечебной физкультуры.
В современных 19 мастерских по пяти профилям обучения ребята учатся востребованным на рынке труда профессиям.
— Уже сейчас необходимо посмотреть, где в дальнейшем эти дети будут трудиться, целенаправленно обсуждать этот вопрос с работодателями, — поставил задачу Василий Голубев.
Национальный проект «Образование» один из самых масштабных в регионе. На реализацию проекта запланировано выделить 6 615,3 млн руб. В его состав входит семь региональных проектов. Одним из нихявляется проект «Успех каждого ребенка», на который в регионе запланировано 268,5 млн. руб.
Педагоги, школьные психологи, логопеды, учителя-дефектологи Миллеровских образовательных учреждений приняли участие в II территориальной практической конференции, на которой обсуждались «Психолого-педагогические проблемы общего и инклюзивного образования: поиски и достижения».
Организаторами мероприятия выступило Управление образования, психолого-медико педагогическая комиссия Миллеровского района, Методический и ресурсный центр, школа № 4.
В ходе конференции педагоги обсудили практический опыт специалистов в работе с разными категориями детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Участники делились опытом своей работы с особенными детьми. Педагог дополнительного образования ЭБЦ Наталья Лобанова рассказала, как с помощью регулярных занятий, специально подобранных упражнений удалось добиться ощутимых успехов в обучении ребенка, не имеющего рук. Он научился не только рисовать, писать, но даже печатать в телефоне.
Опытный педагог не просто показывает, что и как надо делать, она снимает психологические барьеры, которые у ребенка с ограничениями в движении, возникают на каждом шагу.
Ольга Кочубей руководитель ПМПК практикующий психолог, тифлопедагог рассказала об особых образовательных потребностях детей с нарушением зрения. В наглядной презентации был показан мир глазами слабовидящих детей. В практике были случаи, когда скрытые проблемы со зрением у ребенка принимали за отставание в развитии. А он просто не мог быстро сфокусировать изображение. Учитель не знал, что ребенку всего-то надо дать дополнительное время.
О создании условий для интегрированного обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних рассказала его директор Марина Радионова.
Большая часть конференции была посвящена обсуждению моделей обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. В частности педагоги говорили об особенностях обучения, специальных приемах работы, альтернативной системой коммуникации в работе с детьми с РАС, нейропсихологических технологиях. Еще один блок конференции был посвящен вопросам толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, снижению стресса у современного учителя, а также работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания: основные его проявления, причины и роль педагогического сопровождения.
В Миллеровском районе на базе ПМПК под руководством психолога Ольги Кочубей был создан муниципальный пилотный проект «ОбъятьЯ», который третий год реализуется на нашей территории.
С самого начала работы психолого-медико-педагогической комиссии в Миллерово специалистам стало ясно, что постановки диагноза и тех немногочисленных консультаций, которые входят в полномочия комиссии, явно недостаточно для детей с особенностями в развитии и их родителей.
Семей, которым нужна помощь и сопровождение специалистов оказалось много (в общей сложности речь идет о нескольких сотнях). Это дети с множественными нарушениями, синдромом Дауна (в Миллерово проживает 10 таких детей), аутизмом, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
— Проблема детей, имеющих ограниченные возможности, — говорит Ольга Кочубей, — не в том, что они не могут ходить, слышать, видеть или говорить, а в том, что они лишаются детства, общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяясь от обычных детских игр, забот и интересов. А без этого невозможна социализация и интеграция в обществе, и лишает смысла возможное обучение.
Организация всевозможных мероприятий и праздников, в том числе интегрированных — одно из направлений деятельности проекта «ОбъятьЯ». При поддержки спонсоров для детей с особенностями развития организуются и проводятся новогодние утренники, развлекательные программы.
На базе детского и юношеского Центра туризма и экскурсий (бывший «Орленок») проводятся профильные смены для детей с особенностями в развитии (умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом, НОДА, ЗПР).
Огромная проблема, с которой приходится сталкиваться семьям, воспитывающих таких детей — это отсутствие узких специалистов и отсутствие педагогов необходимого опыта в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование не должно заканчиваться установкой пандусов в школах.
Просветительская работа — одно из основных направлений проекта «ОбъятьЯ». Специалисты организовывают и проводят круглые столы, конференции, родительские собрания, мастер-классы, семинары для специалистов, педагогов, родителей.
Привлечение детей с особенностями в развитии в кружки — еще одно направление проекта. В психологических кружках на базе Станции юных техников (СЮТ) проходят коррекционные занятия в нескольких группах, в которых обучаются дети с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, НОДА, интеллектуальными нарушениями, ЗПР. Некоторые занятия проводятся индивидуально.
За время реализации проекта «ОбъятьЯ» в Миллерово сделано чрезвычайно много. Дети с особенностями здоровья участвуют в детских праздниках, дружат с другими детьми, посещают детские развивающие кружки и секции. Им оказывается квалифицированная помощь с учетом их особенностей.