Обычно дети жалуются на громкий голос учителя и его строгость, жесткую мимику — это вызывает страх и дрожь в коленях. Конечно, дети разные, многие дома никогда не слышали криков, родители не повышают голос или, наоборот, часто кричат, и тогда ребенок запуган, в любом месте при таких обстоятельствах он испытывает страх…
Необходимо объяснять, что поведение учителя не направлено против. Это выработанная тактика, привычка, манера ведения урока, направленная на поддержание в классе дисциплины, что является нормой.
Бывает страх получения низкой оценки. Многие воспринимают плохую отметку не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять грязь в тетради, не сделал задачу, не выучены стихи». Они драматизируют ситуацию, а в результате дети начинают верить в то, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.
Как правило, у ребенка с первого класса закладывается установка — «сделаю на пять, меня похвалят». А если оценка ниже ожидаемой или двойка, срабатывает установка — «я плохой, меня перестанут любить, я хуже других». А вся проблема в заниженной самооценке, формирующейся под влиянием взрослого. Там, где дети не получают должного эмоционального тепла, если их не принимают и не любят такими, какие они есть, у них развиваются страхи и тревожность.
Зачастую ребенок-отличник боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть — быть хуже других. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, соответствовать ожиданиям других — «Отличник же все знает!».
Что же делать?
Обсуждая очередную пятерку, хвалите ребенка не за оценку, а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь его работой, а не тем, как оценивают его окружающие. Постарайтесь сместить акцент с отметок на сам процесс учебы. Спрашивайте не о том, какие оценки сегодня он получил, а что нового узнал.
Научите ребенка проигрывать, это стимулирует развитие, заставляет его искать новые пути решения ситуации. Проигрыш — это лучший урок жизни, он позволяет узнать свои слабые стороны.
Научите смотреть на поражение не как на провал, а как на очередной старт в своих достижениях. Поговорите, обсудите с ребенком, что нужно сделать в следующий раз.