— Похвала очень нужна ребенку. Во-первых, она дает ему состояние успеха, во-вторых, помощник для родителей в воспитании.
Но иногда бывает, что похвала приносит вред.
Оценка личности ребенка складывается из двух составляющих. Первое из того, что он слышит о себе, второе, как он это понимает. Иногда ребенок талантлив от природы, поет, рисует и т. д., его за это хвалят. В данном случае похвала не за усилие, не за труд, а за наличие способности. Такая похвала не дает ничего, только способствует формированию завышенной самооценки и эгоцентричности.
Иногда взрослые обесценивают похвалу в глазах ребенка, хвалят слишком часто, когда нет необходимости, или неискренне, например, чтобы ребенок отстал от вечно занятых родителей.
Ребенок: «Посмотри, мама, какой у меня получился танк!». Мама: «Молодец, сынок!». Важно хвалить поступок ребенка, а не его личность в целом, например: «Красивый рисунок!» Ребенок на своем опыте должен оценить себя сам. То есть, взрослея, он придёт к выводу: « Если рисунок красивый, значит, я молодец!»
Чрезмерная похвала по любому поводу воспитывает в ребенке потребность в восторженном признании личности. Если такая похвала постоянна, ребенок начинает «гордиться» своей особенностью. У него появляется чувство превосходства над другими. Он полностью зацикливается на себе, ждет от окружающих восхищения. А когда его перестают хвалить, появляются чувства, которые порождают обиду, зависть к чужому успеху. Такие дети в дальнейшей жизни могут столкнуться с серьезными трудностями в общении, им будет нелегко достичь цели. Они становятся зависимы от чужого мнения, часто отказываются бороться с трудностями, истеричны. Живут с убеждением, что находятся в центре Вселенной, а окружающие не ценят.
Все же грань между «правильно хвалить» и «неправильно» очень тонка, Каждый родитель сам должен почувствовать и решить, за что похвалить, какие стороны поведения ребенка подчеркнуть.