Полицейская статистика свидетельствует, что чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или подростки, а также доверчивые, податливые люди, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания.
Арсенал мошеннических схем весьма богат. Например, обман по телефону — требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника, SMS-просьба о помощи — требование перевести определенную сумму на указанный номер, используется обращение “мама”, “друг”, “сынок”. Применяется телефонный номер-”грабитель” — платный номер, за один звонок на который со счета списывается денежная сумма. Или же предлагается простой код от оператора связи для получения услуги или другой выгоды — достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счета. Сообщают о выигрыше в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи — вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код. Бывает, просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку. Нередко пускаются в шантаж — угрожают штрафными санкциями и отключением номера за якобы нарушенный договор с оператором связи.
Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют либо SMS, либо телефонный звонок.
Если есть хоть малейшее сомнение, что звонивший — ваш друг или родственник, надо перезвонить на его реальный мобильный телефон и, если тот отключен, связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации.
Тем, кто все-таки стал жертвой телефонных аферистов, советуем сразу уведомить об этом своего мобильного оператора, который в кратчайшие сроки должен вернуть снятые деньги обратно, если обман произошел внутри сети. Подавать заявление нужно сразу, чтобы оператору сотовой связи было проще разобраться в ситуации. Обязательно нужно написать заявление и в полицию.