В 2013 году появилась норма: территориальные управления МВД вправе снять человека с учёта по месту жительства, если он прописан там фиктивно.
В каком случае смогут лишить прописки
Фиктивной регистрация может быть признана в следующих случаях:
- для регистрации представлены неверные сведения (документы);
- гражданин не намерен проживать там, где регистрируется;
- собственник не собирается предоставлять жильё зарегистрированному человеку.
Чтобы снять человека с регистрационного учёта, недостаточно иметь информацию о фиктивной прописке. Это должен быть факт, подтверждённый решением суда по уголовному делу либо постановлением по делу об административном правонарушении.
Даже если ваши соседи или знакомые обратятся в Отдел МВД с требованием снять с учёта кого-то из прописанных в квартире, мгновенно это не произойдёт. Сначала им придётся обратиться в суд, заплатить госпошлину, представить доказательства фиктивной регистрации. И только потом, если иск удовлетворят, начнётся процедура выписки.
Все граждане с фиктивной пропиской, а также собственники жилья должны понимать, что нарушают закон и в какой-то момент могут быть оштрафованы.
Особое внимание, как и раньше, будет к владельцам так называемых «резиновых квартир», где количество прописанных явно не соответствует площади жилья.
Какие штрафы и за что предусмотрены
В зависимости от ситуации наказания предусмотрены КоАП РФ и Уголовным кодексом.
По УК РФ за фиктивную регистрациюили постановку на учётоштрафуют на сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. По решению суда виновному могут назначить принудительные работы до пяти лет и даже лишить свободы на тот же срок.
Что касается административных правонарушений и штрафов за них, тут вариантов чуть больше.
За проживание без прописки более семи дней или без временной регистрации более трёх месяцев:
— для гражданина, проживающего без прописки, — от двух до трёх тысяч рублей;
— для собственника жилья (физлица) — от двух до пяти тысяч рублей.
За «липовую» прописку и другие нарушения, если нет признаков уголовного преступления:
- для гражданина — от двух до трёх тысяч рублей;
- для собственника — от двух до пяти тысяч рублей.
Если собственник не уведомил о проживании гражданина в трёхдневный срок или представил недостоверные сведения о его регистрации:
- для физлица — от двух до трёх тысяч рублей;
- для юрлица — от четырёх до семи тысяч рублей.
- Штрафов не будет, если человек не зарегистрировался, но прописан в том же субъекте Российской Федерации.





