Взрослым, как правило, хочется наказать ребенка. Все правильно, но при этом делаем акцент на «плохой поступок, плохое слово», например: «Мне неприятно смотреть на твое испачканное платье», «Твои слова меня больно ранят».
При этом не забываем хвалить: «Вчера твое платье было чистое и опрятное — это хорошо». Исключаем «постоянный язык», говорим о том, что произошло сегодня, при этом используем ласковые слова, спокойный тон, доброжелательное выражение лица, контакт глаз. «Сегодня ботинки стоят не на месте» вместо: «Ты опять разбросал обувь».
Поддерживаем, если у ребенка что то не получается (но за него не делаем сами, проявляем терпение): «У тебя получится, попробуй еще раз», «Все равно ты молодец», «Я тобой горжусь» и так далее.
Выражаем заинтересованность играми, делами и ребенка, и всех членов семьи. Когда ребенок наблюдает безразличие взрослых к своим детским делам, переживаниям или слышит, как родители с негативом говорят друг о друге или о других людях, формируется черствость детей по отношению к взрослым, сверстникам. И вы не дождетесь помощи и сочувствия от своих повзрослевших детей. По отношению к социальному окружению такие дети проявляют агрессивность, враждебность.
Эмоциональное присоединение. Если ребенок огорчен, капризничает, раздражен, успокоить вы можете, например, так: «Я тебя понимаю, ты огорчен…», « На твоем месте я бы, наверное, ревела еще сильнее…» и т.д., даем возможность ребенку понять, что мы с ним, рядом.
Выражение чувств. Часто говорят: ты – мальчик, не плачь! Нет! Запрет на плачь – это запрет на выражение чувств! В семье научить ребенка выражать свои чувства возможно лишь через личный пример, например, если вы огорчены, разгневаны и т.д., проговорите ребенку: «Я очень огорчена, я сильно злюсь» — и ему будет понятно, что происходит с вами.
— Каким бы ни был ребенок сегодня, как бы он ни поступал, помните, все можно изменить, в том числе и его поведение, характер, и начинайте с себя.