— Елена Владимировна, можно ли что-то оформить в Пенсионном фонде полностью дистанционно?
— Можно. И таких услуг много. Начнем с того, что услуги ПФР в электронном виде можно получить двумя способами — в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР или на портале госуслуг. Обязательное условие — это регистрация на этом портале. С логин и паролем для входа на него можно также войти в Личный кабинет на сайте ПФР. Дополнительной регистрации на сайте не требуется. Популярность электронных сервисов растет. В числе самых востребованных — подача заявлений на назначение пенсии и заявлений о способе доставки пенсии.
— Пенсию можно назначить, не приходя лично в Пенсионный фонд?
— Только при соблюдении нескольких условий. В соответствующем разделе в своем Личном кабинете за месяц до наступления права на пенсию нужно заполнить все необходимые личные данные, указать, за каким видом пенсии вы обращаетесь, есть ли у вас иждивенцы, работаете ли вы в настоящее время. Здесь же сразу можно подать заявление о способе доставки — выбрать дату начала доставки и способ — через почту, кредитную организацию, с которой у Пенсионного фонда заключено соглашение. Можно определиться со способом доставки позднее.
После этого вы сможете через свой кабинет отслеживать движение и статусы своего заявления. А тем временем специалист клиентской службы территориального органа ПФР в течение одного рабочего дня проверит по базам данных ПФР наличие макета бумажного и (или) электронного выплатного дела; через информационные ресурсы ПФР проверит полноту и достоверность документов, находящихся в макете выплатного дела. Подать документы на назначение пенсии может как сам гражданин, так и его работодатель. Если макет выплатного дела заранее сформирован, через свой кабинет человек получит уведомление о назначении ему пенсии.
— Таким образом можно назначить все виды пенсии?
— Да, можно назначить накопительную пенсию по линии ПФР, страховую пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальную.
Кроме того, работают сервисы по назначению срочной и единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений.
Порядок подачи такого заявления максимально упрощен. Вы вводите личные данные, причем часть из них уже есть в кабинете, для срочной выплаты выбираете срок — не менее 120 месяцев, для единовременной выплаты — способ получения этих средств, например, через Почту России или на банковскую карту. Приходить в ПФР лично не нужно.
— А разные социальные выплаты тоже можно оформить?
-Можно оформить ежемесячную денежную выплату, положенную различным категориям льготников. В этом случае в течение пяти рабочих дней после подачи электронного заявления гражданину следует обратиться в территориальное управление ПФР со всеми документами, подтверждающими право на ЕДВ.
— Уже есть первые заявления?
— Конечно есть. Сервис позволяет подавать электронные заявления о предоставлении НСУ, отказе от него или возобновлении получения.
— Бывает так, что пенсионеры не знают точно, какие выплаты им назначены. Можно узнать об этом в Личном кабинете?
— Да, в разделе «Пенсии и социальные выплаты» можно получить информацию о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах и заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплатах и выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Подобная услуга есть и на портале госуслуг.
— Есть еще одна категория граждан, которая весьма активна в сети. Это молодые мамы. Для них Пенсионный фонд также подготовил электронные сервисы?
-Это услуги, связанные с материнским капиталом, и возможность подать заявление на получение сертификата, на распоряжение его средствами. После подачи таких заявлений нужно обратиться с документами в территориальный орган ПФР.