Первая весна на донской земле навсегда запомнилась Константину Тренёву. «За землянкой широко раскинулся ковер, какого ему никогда уж после не приходилось видеть: рассыпанные по земной целине благоухающие тюльпаны всех цветов…»
В первую зиму на Дону отец писателя дал обещание построить в этой степи церковь и школу. Много горя и бедствий принесло ему потом это обещание. Чтобы достроить церковь, Андрей Кириллович влез в неоплатные долги, попал в сети ростовщиков. Затем Тренёвых захватила полоса голодных годов, небывалой чумы на скот, пожаров. На тренёвском кладбище упокоились мать писателя, братишка и дедушка с бабушкой.
Вскоре, после постройки церкви, открытия школы и продажи из-за долгов своей земли, Андрей Кириллович с детьми остался буквально нищим и, весело потирая руки, с неизменной фразой: «Слава богу! Теперь пойдет лучше!» — усадив семью на арбу, покинул Журавку, оставив ей свое имя – Тренёвка.
Писатель Константин Андреевич Тренёв всегда был предан этому месту, ездил сюда многократно на могилы родных. Старожилы утверждали, что в последний раз он посетил Тренёвку в 1938 году.
После училища Тренёва приняли на казенный счет в земледельческую школу станции Дергачи, близ Харькова. Стремление к учебе при отсутствии средств привело его в Новочеркасскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию — в учебные заведения, державшие своих воспитанников на полном обеспечении. Одновременно К. А. Тренев окончил архитектурный институт, а будучи уже немолодым писателем и педагогом — сельскохозяйственный институт в Симферополе.
Свой путь в литературу он начал с описания жизни крестьянской бедноты.
Невозможно без волнения читать такие произведения, как «На ярмарку», «Мокрая балка», «Затерянная криница», «Батраки», «В родном углу».
Но не только крестьянская тема интересовала писателя. Высоко оцененная А. М. Горьким повесть «Владыка» изобличает служителей церкви того времени. Хорошо зная среду, о которой писал, Тренёв посвятил этой теме и некоторые другие свои произведения, в том числе рассказ «Заблудились». Церковники дореволюционной России хотели предать Тренева за создание антирелигиозных произведений анафеме.
Активная журналистская деятельность сопутствовала выходу Тренева на большую литературную арену. Наряду с рассказами, в донских газетах, прежде всего в «Донской речи», а позднее в «Донской жизни», где Константин Андреевич фактически был редактором, часто появлялись фельетоны, памфлеты, очерки, статьи.
В 1906 году царское правительство отстранило Тренёва от редактирования газеты, а потом и удалило его из Новочеркасска, где он одновременно преподавал в учительской семинарии. Его выслали с Дона «для пользы службы» в захолустный тогда Волчанск на Харьковщине. Из Волчанска в 1909 г. он также был выслан, как руководитель ученической революционной группы. С 1909 г. два десятилетия жил К. А. Тренев в Симферополе.
Как драматург Тренёв обратил на себя внимание в начале 20-х годов, когда МХАТ поставил его пьесу «Пугачевщина». Триумфальный успех имела «Любовь Яровая», премьера которой состоялась в декабре 1925 года на сцене Малого театра.
С 1931 года Тренёв навсегда поселился в Москве. В годы Великой Отечественной войны написал ряд патриотических повестей, две пьесы. Первая из них — «Навстречу» — посвящена первому периоду войны с фашистскими полчищами, вторая — «Полководец» — историко-патриотическая.
Где бы ни жил Константин Андреевич, он всю жизнь, всем сердцем тянулся к ставшему ему родным донскому краю. С каким восторгом говорил он о любимом писателе-земляке Михаиле Александровиче Шолохове, восхищаясь его чудесными произведениями.
Более подробно о жизни К. Тренева и миллеровских страницах биографии можно узнать из статьи в газете «Наш край». (Лаптурова Л. Над классикой время не властно: к 140–летию К. А. Тренева// Наш край.- 2016.-2 июня.- с.5.)
Во всех библиотеках Миллеровского района находится книга бывшей учительницы, жительницы хутора Треневка Л.А. Ивановой «Тренёв и тренёвцы». Она всю жизнь посвятила сбору материалов о Константине Тренёве. В краеведческом отделе МЦБ, кроме самой книги, находятся информационные материалы, переданные Л.А. Ивановой в библиотеку. Они в открытом доступе.