Мы вместе с представителями Миллеровской дистанции пути побывали в гостях у бывшего начальника Григория Чайкина, который вышел на пенсию почти 20 лет назад, но не забывает родное предприятие.
— В этом году мы организовали встречу Григория Васильевича с молодыми мастерами и монтёрами пути. Молодёжь слушала его с большим интересом. У него феноменальная память. Несмотря на свой преклонный возраст, он помнит всё до мелочей, каждого, с кем трудился, систему работы и безопасности, цитирует выдержки из инструкций. Приводит интересные примеры про обходчиков и осмотры, — рассказывает начальник дистанции пути Миллерово Сергей Дорошев.
— Григорий Васильевич всю жизнь работал в дистанции. Трудовая книжка его содержит одну запись. Принят на работу 19 июня 1943 года в Чертковскую дистанцию пути на должность путевого рабочего. Уволен 25 января 1999 года. На момент трудоустройства ему было 16 лет. Один раз он покинул дистанцию, когда был призван в армию. Его стаж работы 51 год, — рассказывает заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам дистанции Ирина Стрижко.
Чайкин — путеец до мозга костей, он подготовил на своих примерах организации путейского дела множество мастеров. И ему до сих пор всё это интересно: какая дана оценка пути, куда заехали бригады ПМС для капремонта. Многие его шутки, например, по поводу продольных рёбер или о том, что всё нужно успевать в рабочее время, стали крылатыми выражениями на предприятии и по сей день ходят среди руководителей, когда они оценивают ту или иную производственную ситуацию.
Ветеран живёт в частном доме, занимается приусадебным участком. Конечно, ему помогают дети (у него 2 сына), внуки, правнуки. Он встретил нас во дворе, показал свой участок — 15 соток, где растут плодовые деревья, кустарники с малиной, смородиной, крыжовником, огурцы, помидоры. Везде порядок, всё ухожено. Каждый куст с помидорами подвязан.
— Также скрупулёзно он относился и к работе, — рассказывает Ирина Стрижко.
Он родился и вырос на станции Шептуховка. Жил с родителями как раз напротив вокзала. Так что железная дорога была рядом с самого его рождения.
Отец Василий Алексеевич работал в дистанции бригадиром, и Григорий часто видел, что он делает, с детства знакомясь с путевыми работами. Мать была домохозяйкой. Григорий помнит войну, как немцы наступали, первую бомбёжку, которая была 7 июля 1942 года. Дикий рёв гружённых бомбами самолётов, заходящих в пике над Шептуховкой. Они с семьёй спрятались в убежище, которое сами и вырыли. Земля дрожала от взрывов. Но всё обошлось.
— Когда немцев прогнали, мы восстанавливали железнодорожное хозяйство, разрушенное войной. Немцы при наступлении перешивали путь на европейскую колею (1435), надо было возвращать его обратно, на 1524. На эти работы собрались тысячи людей, кто-то расчищал путь от снега, кто-то вытаскивал и забивал костыли. Вдруг появились два немецких самолёта, они летели так низко, что, казалось, зацепят за голову, и строчили по нам из пулемётов. Все бросились врассыпную. После налёта некоторые люди остались лежать, — вспоминает Григорий Васильевич.
Это лишь один военный эпизод. А вообще он много раз попадал под бомбёжки во время работ, терял товарищей.
У его родителей было три сына. Григорий — средний из них. Старший, Василий, пришёл с войны в звании полковника. Григорий Васильевич помнит, как семья получила от него весточку. Он с отцом тогда работал на станции Шептуховка. Шёл санитарный поезд, и они сошли с рельсов, пропуская его.
Проводница с медсестрой бросили им какой-то свёрток. Когда они его развернули, в нём оказалось письмо от брата. Он сообщал, что был разведчиком, ходил за линию фронта за языком. Первый раз удачно, а во второй — его тяжело ранили, и он попал в госпиталь.
Младший брат поднимал целину.
В 1948 году Григория призвали в армию. Служил в железнодорожных войсках. После возвращения в дистанцию был назначен дорожным мастером. Окончил Артёмовскую школу дорожных мастеров.
Рассказывая о своей жизни, ветеран точно называл места, где работал, помнил он и фамилии коллег и руководителей. За свою долгую производственную жизнь он прошёл все ступени служебной лестницы — от путевого рабочего до начальника дистанции. Был старшим дорожным мастером в течение 20 лет. Будучи руководителем предприятия, решал такие важные задачи, как организация среднего подъёмочного ремонта, смена стрелочных переводов. Не имея высшего образования, был отличным практиком, знал путь и технологию как дипломированный инженер.
Его жена, Клара Яковлевна, работала в дистанции диспетчером. Он познакомился с ней, когда служил в армии на станции Анастасиевка. Григорий Чайкин ушел на пенсию в 72 года.
У него множество наград. В их числе орден Трудового Красного Знамени, знаки «Почётный железнодорожник» и «Почётный работник СКЖД», звание «Заслуженный работник транспорта РФ», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» и другие.
22 августа Г. В. Чайкин отметит свой 90-летний юбилей. Коллектив предприятия от всей души поздравляет его и желает крепкого здоровья и долгих лет жизни.