— В каких направлениях происходит реализация программы?
— Участниками этого проекта являются большое количество людей и организаций. Основная задача программы — создание полноценного жизненного фактора для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии, их адаптация и социализация в обществе.
Эти дети ничем не отличаются от других, но они немного другие. Поэтому для них нужен особенный подход. Чтобы его подобрать, необходимо взаимодействие многих структур: социальных, образовательных и медицинских.
При социально-реабилитационном центре работает диагностическое отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду № 14 есть специальная группа, где с детьми занимаются дефектолог и логопед. Родители здесь могут также получить методические рекомендации, при привлечении дополнительных специалистов — диагностирование. Мы планируем на базе этого детского сада реализовать Центр по речевому развитию.
При психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) работает группа для детей аутистов. В ней 15 человек. К сожалению, ПМПК выявляет все большее число таких деток. В группе проводятся дидактические занятия. Родители детей в этом сообществе делятся опытом, советами, как в той или иной ситуации помочь такому ребенку. Впервые в этом году у нас была проведена елка для деток аутистов. С особенными детьми занимаются не только восстановлением, но и развлечением, что тоже немаловажно для их психологического комфорта.
— Есть ли сложности в реализации программы?
— Часто родители, имея на руках ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, не готовы справиться с ситуацией. Кроме того, они часто не знают, куда обращаться, и закрываются в своей проблеме, не хотят ее решать. В итоге мы получаем выросших
взрослых, не адаптированных и не приспособленных к жизни в обществе.
— Куда они могут обратиться за помощью, в т. ч. психологической?
— У нас есть специальные программы для помощи родителям как практической, так и психологической. Например, если мама с ребенком живет одна и ей необходимо куда-то отлучиться, она может обратиться в УСЗН или центр социального обслуживания, к ней придёт социальный работник и будет находиться с ребенком столько времени, сколько необходимо маме для решения каких-то вопросов. Это гарантировано государством и для мамы бесплатно. Психологическую помощь на сегодня оказывают в социально-реабилитационном центре как детям с ОВЗ и инвалидностью, так и родителям. В вашей газете есть рубрика, в которой психолог Людмила Шевцова отвечает на вопросы, она также готова оказывать психологическую помощь и по таким проблемам. Или можно обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию по телефону доверия
8-988-568-24-78, даже анонимно.
— Как справиться со стереотипным отношением в обществе к особенным детям? Их либо жалеют или, пытаясь отгородиться, задаривают подарками.
— Любому ребенку нужен подарок. И на сегодняшний день мы уже смогли доказать, что проводить для этих детей мероприятия можно, даже нужно. Я говорю о нескольких новогодних утренниках, которые прошли накануне этого года. Одна елка была проведена в Центре культуры и досуга для детей с ограниченными возможностями, вторая была организована для детей с ОВЗ, инвалидностью и из социальных центров, не имеющих проблем со здоровьем. Мы убедились, что польза в этом есть, ребята друг другу помогают, находят общий язык. Интересно, что они принимают особенности других детей и не делают из этого трагедии.
С 2015 года в социально-реабилитационном центре действует школа волонтеров. Старшекурсники из Миллеровского техникума агропромышленных технологий и управления (ДСХТ) приходят к деткам, проводят для них праздники. Они вместе с ними играют, танцуют, разучивают песни, делают поделки. Приходят и девушки, и юноши, причем у последних получается не хуже, а даже в чем-то лучше. Волонтерами могут стать студенты других учебных заведений и старшеклассники.
— Ваше мнение, готово ли само общество правильно воспринимать таких детей?
— Наверное, не совсем. Детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями принято жалеть. Да, их необходимо жалеть, как и всех других. Но одновременно ребенку надо помочь принять свою особенность и осознать, что он такой же человек, как все. Задача родителей,
педагогов, медиков, социальных работников помочь ему найти ту нишу, где он может самореализоваться, стать художником, библиотекарем, ремесленником. Обществу необходимо понять, что особенные дети — это не дети какого-то ограничения, они такие же люди, как все, только другие, как и каждый из нас.
— Сколько сегодня в Миллерово и Миллеровском районе особенных детей. Как они диагностируются?
— На сегодняшний день 186 детей, имеющих особенности физического и психического характера, состоят на учете. Но много детей официально не диагностированы. В этом вопросе есть затруднения. По законодательству раньше учитель или другой педагог, видя
какие-то отклонения, мог направить ребенка на прохождение комиссии ПМПК. Теперь это можно сделать только по заявлению родителей. А родители, если и видят какие-то особенности и странности, стараются их не замечать. Они просто боятся признаться себе, что с их ребенком что-то не так. При этом теряется драгоценное в таких случаях время, когда ребенку нужна помощь, а он ее не получает. В итоге к подростковому возрасту скрывать проблему или «не замечать» уже не получается, а время упущено.
— Что можно посоветовать родителям особенных детей?
— Не бояться принимать помощь педагогов, психологов, медиков. Никто не будет цеплять на ребенка ярлыки. Будьте мудрее, эта помощь нужна вашим детям. Согласно статистическим данным, даже с учетом невыявленных случаев число особенных детей растет. Общество не имеет права закрывать глаза на эту проблему.