Публичная оферта

Что такое оферта? Как можно с ее помощью заключить договор?

Понятие офе́рта от латинского offero — предлагаю. Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ любой договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в необходимых случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными условиями являются условия о предмете договора и иные условия, названные в законе. Предметом договора принято называть то, относительно чего заключается договор. Например, в случае заключения договора купли-продажи бытовой техники предметом договора считается конкретная техника, которая продается (холодильник, стиральная машина, вытяжка для кухни).

 

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Как правило, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (согласия). Оферта может быть как письменной, так и устной.

Есть следующие виды оферт: твердая оферта, свободная оферта, публичная оферта, безотзывная оферта.

Под публичной офертой понимается адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица его направившего заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств на предложенных условиях.

Самым простым примером публичной оферты является расположение товаров на полках магазинов для ее свободной продажи. 

В законодательстве по всему миру, в том числе и в российском, реклама не считается офертой. Чаще всего она трактуется как приглашение к переговорам, готовность принимать предложения. Однако согласно статье 11 ФЗ «О рекламе», если в соответствии с Гражданским кодексом РФ реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Иными словами в определенных случаях  содержащее все существенные условия договора предложение в рекламе той или иной продукции может рассматриваться как публичная оферта. 

 

Наш край