Ресурсы человечности: в школе № 4 г. Миллерово реализуется инновационный проект по обучению детей-аутистов

В последнее время внимание всего мирового сообщества, в том числе российских педагогов и родителей переключилось с индивидуального, обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья и определения их в специальные коррекционные классы —  на инклюзивное образование — создание в обычных общеобразовательных школах специальных условий, при которых дети с ОВЗ могут не только учиться, но и социализироваться, находиться в одной среде со сверстниками. Ведь после школы им предстоит жить в том же обществе, что и остальным выпускникам, и чем раньше они познакомятся, тем выше шансы, что между ними возникнет понимание,  и они научатся общаться друг с другом.

Образование

На базе школы № 4 г. Миллерово с 1 сентября открылся такой «ресурсный класс» для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

 

Немного предыстории

Всего в этом году по Ростовской области заработали девять ресурсных классов для детей-аутистов, один из них в Миллеровском районе. В него зачислены восемь первоклассников, проживающих на нашей территории, обучение которых организовано с учетом их особых образовательных потребностей.

История создания ресурсного класса началась задолго до его открытия. Прежде, чем воплотить идею в жизнь, администрация и педагогический коллектив школы № 4 проделали большую работу.

Все началось с того, что Министерство общего и профессионального образования Ростовской области предложило попробовать данный проект управлению образования Миллеровского района в одной из школ города. Выбор пал на нашу образовательную организацию, имеющую не только необходимых специалистов, но и закрепленную территорию, на которой проживает большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. С поддержки и методической помощи ведущего специалиста управления образования Я. А. Голенко, одобрения идеи директором школы  В. Г. Бондаревым и включения в активную работу заместителя директора по учебно-воспитательной работе Е. В. Некрасовой началась реализации проекта, рассказывает Н.В. Надоенко, заместитель директора школы по вопросам инклюзивного образования.Еще год назад, 1 сентября 2020 года порог школы переступили трое  первоклассников с расстройством аутистического спектра.  Работа с ними была непростой, но плодотворной. В марте 2021-го администрация школы подала заявку на присвоение МБОУ СОШ № 4 статуса областной инновационной площадки для реализации проекта «Ресурсный класс как модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации»,  11 мая приказом регионального Минобразования такой статус был присвоен.

Что такое «ресурсный класс»?

Открытие ресурсного класса в Миллерово позволяет расширить возможности качественного образования и социального развития детей с РАС. Новая модель обучения должна помочь им социализироваться, приобщиться к школьной жизни и постепенно, без стресса, перейти в обычные классы.

Несмотря на то, что расписание у группы аутистов такое же как и у всех первоклассников, занятия с ними отличаются от общепринятых.

Для ресурсного класса администрация школы № 4 выделила и переоборудовала две классных аудитории.  В одной проходят индивидуальные и общие занятия, коррекционные часы с учителем, здесь же располагается комната разгрузки для отдыха и игр. В другой — с подопечными работают узкие специалисты:  педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.

За каждым ребенком в ресурсном классе закреплен индивидуальный тьютор — специальный педагог, владеющий методами работы с детьми с разными нарушениями развития и помогающий  им адаптироваться к новым условиям.

На первых порах такой ребенок, как правило, обучается в индивидуальном формате, работает один на один с тьютором на территории ресурсного класса. Потом его начинают подключать к занятиям в малой группе, которые проводит учитель ресурсного класса. Затем вместе с тьютором ученик начинает посещать уроки общеобразовательного класса.

В работе педагоги прежде всего опираются на родительский опыт, их знание особенностей своего ребенка. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией коронавируса и невозможность присутствия пап и мам учеников-аутистов на занятиях в ресурсном классе, взаимосвязь с родителями не прерывается ни на минуту. Тьюторы и другие специалисты консультируют их и общаются по телефону, буквально, 24 часа в сутки  семь дней в неделю.

 

Поддержка региональной власти

Финансовое обеспечение всех девяти ресурсных классов региона, в том числе открывшегося Миллеровском районе, осуществляется за счет средств областного бюджета. Согласно информации министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной, в 2021 году для этого  выделено свыше 11 млн рублей, еще почти шесть млн рублей направлено по решению губернатора региона Василия Голубева из резервного фонда области на оснащение классов для обучающихся с РАС мебелью, компьютерной техникой, оборудованием, специальными средствами обучения и воспитания, повышение квалификации педагогических работников, привлекаемых для тьюторского сопровождения детей.  В 2022-2023 годах на обеспечение «ресурсных классов» предусмотрено более 34 млн рублей ежегодно.

Для педагогов «ресурсного класса» организована постоянная методическая поддержка, осуществляется сопровождение деятельности специалистами Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС, действующего на базе Ростовской специальной школы-интерната № 42.

 

Отношение общества

Справедливости ради необходимо отметить, что отношение общества, и в частности родителей учащихся обычных классов, к вопросу инклюзивного образования, порою, неоднозначно из-за боязни негативного влияния детей с РАС на своих одноклассников. Поэтому особое внимание педагогам приходится уделять как вопросу подготовки детей с аутизмом к обучению в общеобразовательной школе, так и подготовке их будущих одноклассников к встрече с ровесниками, непохожими на остальных.

— Если школа настроена на толерантное отношение ко всем ученикам, в ней и дети с РАС могут учиться без особых проблем, — считает Н.В. Надоенко. — Здесь очень важен моральный и нравственный аспект, необходимость задействовать так называемые «ресурсы человечности»,  присущие каждому из нас. В этом случае, новая модель обучения сделает инклюзию комфортной и эффективной не только для учеников ресурсного класса, но и для обычных детей, для их родителей и педагогического коллектива школы.

На главном фото: В верхнем ряду (слева-направо): тьюторы А. В. Павлова и И. В. Гетьман, учитель-дефектолог Е. А. Копылова, педагог-психолог Н. Г. Вяльцева, тьюторы Н. В. Диденко, Т. А. Шалимова и Д. И. Митрофанова. В нижнем ряду: тьютор Н. Б. Прохорова, зам. директора по учебно-воспитательной работе Е. В. Некрасова, зам. директора по инклюзии Н. В. Надоенко.

Фото Н. Сетраковой.

Наш край