Школьная мотивация

Началась школа, внук пошел в 5-й класс. Учиться не хочет, узнали, что не делает домашние задания, дома врет, что ничего не задают. Посоветуйте, как быть в такой ситуации. 

Валентина Петровна, 62 года.

Здравствуйте, Валентина Петровна. Часто родители сталкиваются с отсутствием школьной мотивации у своих детей. Это происходит в любом возрасте, у кого-то с первого класса, кто-то с этим сталкивается позже. 

Рассмотрим ведущую деятельность ребенка в разном возрасте. Ее развитие обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и  особенностях личности на определённых стадиях его развития. 

В период с 3 до 6 лет у ребенка формируется понимание, как устроен мир, через игру, взаимодействие с игрушками, сказки. Закладывается фундамент к обучению. 

В возрасте 7-11 лет деятельность учебно-познавательная. Для того чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация. Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний они осознают слабо. «Это нужно тебе» говорить бесполезно. Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. 

В старших классах желание учиться подвержено колебаниям. Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться, – чтобы получить образование, окончить институт, пойти на работу и обеспечить себя, свою семью. Но эти причины не очевидны для детей. В данном возрасте им интересна игра. Детям нравятся те учебные предметы, которые содержат элементы игры и развлечения, — рисование, физкультура, труд. Все же у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. И это хорошая мотивация. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании школьника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками. 

Будьте внимательны к своим детям, учеба не должна быть наказанием или принуждением, она должна стать игрой. Кроме того, у детей 7-11 лет интерес к школьным предметам сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. Но когда ребенок не получает похвалы взрослого, есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки и, возможно, отказу учебы. Хорошо, когда мамы и папы, а также учителя  с первых дней учебы заметили у ребенка отсутствие школьной мотивации и обратились к специалистам.

 

Наш край