Школьный комсомол: ступени взросления

Приближается столетие комсомола. По-разному относятся к идеалам того времени. Кто-то с ностальгией, кто-то считает их пережитком прошлого. Но для тех, кто прошел школу гражданского возмужания в этом славном союзе молодежи, эта дата особенно дорога. Думаю, со мной согласятся мои ровесники, коллеги по комсомолу, пионеры и комсомольцы Волошинской школы. 

 

С 1968 года работу старшей вожатой я совмещала с выполнением партийного поручения — была ответственной за работу комитета комсомола. Затем организация интересной, содержательной жизни волошинских школьников стала моим поприщем на протяжении 30 лет.

В своей статье я попытаюсь рассказать, что же такое — школьный комсомол. Стоит отметить, что за три года пребывания в союзе молодежи, старшеклассники обретали новый уровень ответственности за свои дела, набирались опыта общественной работы. Целым событием была подача заявлений о вступлении в комсомол. Отдельная ответственность была на рекомендующих. С них тоже по полной спрашивали на заседаниях. 

А с какой гордостью представали вступающие на бюро ВЛКСМ с заявлением, что их рекомендуют учителя-комсомольцы или учителя-коммунисты. С этим почином обратилась в райком секретарь учительской, а впоследствии ученической комсомольской организации В. М. Пимченко. 

Представителям нынешнего молодого поколения не дано познать тот душевный восторг и порыв, когда на груди уже висит комсомольский значок и ты член союза молодежи. Будь это спортивные соревнования или участие в субботнике, трудовой десант по сбору макулатуры или металлолома — мотивацией выступала не материальная награда, а стремление быть лучше, впереди. Мы учились находиться в коллективе и думать не только о своих интересах. 

На фоне ярких страниц активной деятельности комсомольцев вспоминаются имена лидеров школьной первички. Каждый из них имел немало положительных качеств, а чувство ответственности просто «зашкаливало». 

Два года возглавляла комитет комсомола Татьяна Камышина. Она интересовалась поисковой работой. Увлекала школьников и молодых учителей. Для всех, школьный музей стал «центром Вселенной» (руководитель Т. Ф. Исаева). Переписка с ветеранами, встречи с делегациями из Кантемировской дивизии, которая освобождала наше  село от фашистов, поездка в Кантемировку, поход в село Машлыкино на родину героини книги О. Горчакова «Максим не выходит на связь» Зои Печенкиной, экскурсии в Красновку в музей 13 Героев — это лишь часть той работы, где Татьяна была в числе лидеров. 1968 год — 50-летие комсомола. Делегация нашей школы: Светлана Попова, Михаил Чернышев, Елена Бреус, Галина Михайличенко и Владимир Назаренко — участвовала в областном слете. Впервые на знамя дружины — победителя соревнований  на марше крепилась лента «Правофланговая дружина». Возвратились тогда со слета в Миллерово поездом около полуночи. 

При отъезде из Волошино разговоров об организации для нас транспорта не было. Надежда на нашу самостоятельность окрылила, и мы ночью со знаменем, на котором висела такая значимая лента, с песней о краснодонцах шагали от вокзала до улицы  Космодемьянской к моим родителям на ночлег. 

Совсем другого склада, более принципиальной и требовательной, оказалась в должности секретаря Ольга Сидорова. Она очень серьезно относилась к учебе. Двоечников на заседании комсомола так отчитывала, что до сих пор помнится ее укоризна: «Почему я должна за тебя краснеть?». 

В 1970 году своеобразной аттестацией комсомольцев стал Ленинский зачет.  Школьники отчитывались о выполнении личных обязательств на трудовом, учебном, общественном «фронтах». 

Проводилось очень много  различных акций. Когда по телевидению стали показывать передачу «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», наши ребята тоже загорелись этой идеей. Было много желающих поучаствовать, но отбирал состав команд комитет комсомола (секретарь Светлана Попова), успехи в учебе учитывались в первую очередь. 

Набирала ход традиция проведения месячника оборонно-массовой работы к 23 февраля. Бывший комсомольский секретарь Николай Скориков запомнил, что даже учителя участвовали в соревнованиях. Тренировкой и подготовкой пионеров по этапам «Зарницы» тоже занимались комсомольцы.  «Активность проявили старшеклассники по благоустройству территории у мемориала «Скорбящая мать» к 40-летию Победы. Самой трогательной стала церемония перезахоронения юных партизан села — Ивана Рокосова и братьев Бутурлиновых в братскую могилу», — считает бывший комсорг Ирина Черножукова.

Долгие годы школу связывала дружба с учащимися Красноталовской школы Луганской области. «Спортивные состязания, путешествия по планетам знаний, «вечорницы», встречи с гоголевскими героями и угощения варениками запомнятся надолго», — вспоминает активист Лилия Мирошникова. 

Следует отметить, что школьный комсомол жил в тесном содружестве с комсомольской организацией Волошинского химзавода (секретарь Лидия Стецкова). Вожатые с производства помогали определяться с выбором профессии, водили учащихся в походы. Педагогическим отрядом руководила Галина Сергиенко, секретарем комитета комсомола химзавода была Ольга Данилова. 

Обязательным для старшеклассников было прохождение летней трудовой практики. Их захватил тогда соревновательный дух в выращивании овощей на плантации колхоза. Учет работ вела бригадир Лариса Рокосова. Кстати, школьники неплохо зарабатывали. Часть средств шла на пополнение бюджета школы, а также на организацию экскурсий в Ленинград. Путевки туда получали только ударники труда. 

Из числа старшеклассников за активную работу в комсомоле и отличную учебу фотографией у знамени ЦК ВЛКСМ были удостоены Наталья Кремененко (впоследствии учитель английского языка, позже третий секретарь райкома комсомола) и Юлия Овчинникова.

По путевке обкома комсомола в международном лагере «Артек» побывали: Ольга Мурзина, Николай Полиенко, Ирина Баженова. В «Орленок» съездили: Сергей Грибенников, Светлана Тетющенко, Максим Кононов, Александр Апанасович.

С нетерпением ждали активисты дня самоуправления в школе. Особенно удавалось быть в роли директора секретарю комитета Сергею Дробенко. Кроме организации учебного процесса и подведения итогов успеваемости, в этот день он умудрялся организовывать уборку двора, сбор макулатуры и спортивные соревнования. Сейчас с успехом преподает физкультуру в родной школе.

Завершали работу нашей комсомольской первички я и Ирина Баженова. Это совпало с прекращением деятельности комсомола в целом по стране. 

С ностальгией вспоминаю те годы. Смело могу сделать вывод, что школьный комсомол — это школа жизни, целая молодежная эпоха со своими успехами и неудачами, годы коллективного сознательного похода за знаниями, своя культура общения и организации полезного отдыха. Отдаю должное педколлективу и родителям, их доля участия в воспитании достойной смены очень весома.

От имени ветеранов комсомола, пионерского движения поздравляю всех с юбилеем ВЛКСМ. Искренне желаю нынешнему поколению стремиться быть полезным обществу, готовым взять на себя ответственность за будущее нашей великой страны. 

 

 

Наш край