Смотрим «Тихий Дон»

В воскресенье на телеканале “Россия 1” - масштабная премьера. Многосерийный фильм Сергея Урсуляка “Тихий Дон” по одноименному роману Михаила Шолохова. Это четвертая экранизация произведения, принесшего нашему земляку всемирную славу и Нобелевскую премию. 29 ноября в 21.30 смотрите первые три серии телеэпопеи.

 

Культура

Съемки проходили в окрестностях станицы Вёшенской Ростовской области.

Мы не раз писали о том, что в них принимали участие жители нашего города и района, представители учебных заведений, казаки Миллеровского юрта. Накануне премьеры своими впечатлениями поделились студенты и педагоги Донецкого сельскохозяйственного техникума.

Съемки проходили в окрестностях станицы Вёшенской Ростовской области.

В. М. МИШУСТИН (на снимке справа), преподаватель техникума:

— Когда нам предложили поучаствовать в съемках массовых сцен сериала «Тихий Дон», мы с удовольствием согласились. От Миллеровского ДСХТ в них принимали участие 22 юноши. Для нас это была большая честь, особенно в год 110-летия М. А. Шолохова.

Снимались зимой. Играли в эпизодах боевых действий и бытовых сценах. Было очень интересно. Лично мне запомнилось доброжелательное отношение главного режиссера Сергея Урсуляка и всей съемочной группы. Несмотря на холода, работалось легко. В одной из первых серий будет массовая сцена с участием наших парней, когда молодые казаки принимают присягу, практически все попали в кадр. Следующие сцены с участием студентов будут уже о боях времен Гражданской войны. Я лично участвовал в четырех эпизодах. Уверен, ребята навсегда запомнят эти дни.

Надеюсь, что у жителей России, и особенно донского края, фильм вызовет живой интерес.

Александр ГУРОВ:

— Я играл в массовке красноармейца. Очень заинтересовал весь съёмочный процесс, наложение грима, как усы клеили. А еще нам выдавали стреляющие холостыми винтовки — для создания необходимого шума. Нужно       было  бежать, стрелять, сидеть в окопе. Возле нас происходили реальные взрывы. Удалось пообщаться и сфотографироваться с Никитой Ефремовым, исполнителем роли Митьки Коршунова.

ИЛЬЯ ВАСИЛЬЧЕНКО:

— Больше всего запомнились боевые сцены. Нас расстреливали в плену, нужно было играть раненых, притворяться мертвым. Жалко, на лошадях не разрешили сняться, сказали, нет нужных навыков. Сцену захода казаков в деревню после боя снимали несколько часов. А еще восхитили декорации. До сих пор удивляюсь, как можно было все построить за короткий срок?!

Дмитрий МАТВИЕНКО:

-Я ехал на съемки с нетерпением. Хотелось узнать съемочную «кухню» изнутри. Собрались талантливые люди. Понравилась работа пиротехников. Интересно было наблюдать, как они закладывают специальные взрывпакеты и делают дымовую завесу. Довелось пострелять из винтовки. Запомню эти дни на всю жизнь.

ЭТО ФИЛЬМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Студенты Миллеровского казачьего кадетского профессионального техникума снимались во многих сценах «Тихого Дона». По мнению преподавателя техникума Владимира Ивановича Гриценко (на снимке первый), эту экранизацию не надо сравнивать с предыдущими тремя. Это новый фильм для современной молодежи.

Евгений БРОВКИН:

— На съемках «Тихого Дона» я был чернецовцем. Так назывался белогвардейский отряд под командованием полковника В. Чернецова. На мне были рубашка, штаны, кужух, папаха с белой полосой на бок, сапоги, в руках — винтовка Мосина. Место съемки — ст. Еланская. Во время Гражданской войны в этой казачьей станице проживало около 12 000 человек, а сегодня меньше сотни. В Еланской чернецовцы с другими белогвардейцами отбивались от атаки красногвардейцев, но все там и погибли. Эпизод снимали весь день.

Алексей САВЧЕНКО:

— Сильное впечатление на меня произвела атмосфера на съемочной площадке, процесс реальных съемок, форсирование и переправа через Дон казаков на лодках.

Александр ОРЛОВ:

— На съемочной площадке учили обращаться с оружием того времени. Непосредственно пришлось пользоваться винтовкой Мосина, пулеметом Максима. Познакомились, общались со знаменитыми актерами. Осталось много впечатлений и фотографий.

С КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ НА БЕЛОМ КОНЕ

Несколько казаков и лошадей Миллеровского конного взвода Войска Донского принимали участие в съемках фильма «Тихий Дон». Командир взвода Петр Алексеевич Дмитриченко (на верхнем снимке) и дружинник конного взвода старший вахмистр Григорий Иванович Барбашов поделились впечатлениями.

Для Петра Алексеевича сниматься в фильме «Тихий Дон» стало семейной традицией. В одной из прошлых экранизаций принимал участие его отец.

Миллеровские казаки и кони сразу понравились столичным продюсерам.

Еще бы, ведь у наших казаков потомственные корни. Григорий Иванович, например, сам родом с донского хутора.

Для рекламы выбрали кадр, где казак с красным знаменем несется на белом коне. Это и есть Григорий Иванович. Как рассказывает Барбашов, было непросто удержаться в седле, управляя конем (между прочим, по кличке Кумир), да еще эпично размахивать знаменем, длина которого четыре метра. А Петра Алексеевича можно увидеть в той же рекламе в самых первых кадрах. Он в строю.

Непривычно, конечно, для миллеровцев было изображать летний зной в пятиградусный мороз, который как раз случился в прошлом году в октябре. Но на съемочной площадке питание организовали хорошо, да и всегда был доступен горячий чай, которым можно было согреться.

Коней на съемках было много, в том числе и вешенских. Но наши всегда впереди, потому что выучка у них оказалась на должном уровне. Они красиво вышагивают во многих сценах. Между прочим, не боялись никаких взрывов и резких звуков, поскольку наши казаки их к этому готовили специально. А питание для животных актеров тоже было организовано хорошее: овес, сено и даже сухарики. Сниматься в кино для них не в диковинку. Несколько лет назад эти же кони участвовали в реконструкции боя в Шахтах.

«Тихий Дон» охватывает события Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Самые жестокие, кровавые годы великого перелома на Дону, время, когда брат идет на брата, когда забыто все человеческое, и только любовь остается вечной ценностью. Вечной, как любовь донского казака Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой.

Режиссер СЕРГЕЙ УРСУЛЯК убежден, что произведения такой силы и мощи, как «Тихий Дон», надо экранизировать постоянно, раз в 10 лет. Каждое следующее поколение должно вновь и вновь открывать для себя великий роман.

«Французы экранизировали роман Виктора Гюго «Отверженные» 40 раз, потому что они хотят понять самих себя, свой исторический путь. А у нас есть «Тихий Дон», который мы должны передавать от поколения к поколению».

«Мне интересна семья: в узком смысле — семья Мелеховых, в широком — обитатели хутора Татарского. Мы сняли фильм не про правоту красного или белого движения, а про возможность счастья. И про то, как это счастье может быть легко и безвозвратно разрушено».

Наш край