В ходе торжественного открытия в детском саду № 14 специализированной группы, предназначенной для детей с расстройством аутистического спектра, выяснилось: в маленьком коллективе на пятерых воспитанников приходится семь педагогов: два воспитателя и пять тьюторов, которые работают в дружной команде, помогая друг другу, как в одной большой семье.
Предыстория «Солнышка»
Сегодня многим дошкольным учреждениям, в том числе и миллеровскому детскому саду № 14, приходится решать проблему адаптации и повышения эффективности социализации детей с особенностями развития. Таким воспитанникам довольно сложно самостоятельно освоиться среди своих сверстников и включиться в совместную деятельность в группах общеразвивающей направленности.
В «Академию детства» все чаще приходят дети с множественными сложными нарушениями и их «включение» в образовательное пространство требует особой, иногда достаточно длительной подготовки.
По этой причине в 2022 году в детском саду всерьез задумались об инклюзивном образовании — виде обучения и воспитания, при которых дети с любыми отклонениями могут получать их в в обычных детских садах и школах. Зародившуюся идею поддержали в Миллеровском управлении образования и районной администрации, а вскоре донским правительством в целях исполнения наказов избирателей депутатами Законодательного собрания Ростовской области, по ходатайству парламентариев С. А. Ковалева и Е. Н. Дегтярева из региональной казны были выделены средства на открытие в миллеровском детском саду № 14 ресурсной группы с теплым и добрым названием «Солнышко» для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Торжественное открытие
Завершение 2022 года ознаменовалось для «Академии детства» важным и радостным событием — 22 декабря состоялось торжественное открытие полностью сформированной из воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и укомплектованной профессиональными кадрами ресурсной группы.
Коллектив сотрудников во главе с заведующей детским садом Г. А. Яцеленко с душой и творческой выдумкой подошел к организации важного мероприятия, а ярких красок и праздничной атмосферы добавил приближающийся Новый год. Украшенные гирляндами, елочными игрушками, композициями, открытками и поделками новогодней тематики группы, коридоры и лестницы просторного здания с порога погружают в мир сказки и доброго волшебства, создаваемого для маленьких «академиков» работниками дошкольного учреждения.
В этот день вместе с родителями воспитанников в детский сад прибыли почетные гости: депутат Законодательного собрания Ростовской области С. А. Косинов, заместитель главы администрации Миллеровского района по социальным вопросам С.А. Титова, заместитель начальника Миллеровского управления образования И. Н. Васильева.
Приветствуя участников торжества, Галина Анатольевна Яцеленко поблагодарила руководство районной власти и педагогического сообщества за поддержку в реализации только набирающего обороты сложного и интересного направления работы, а региональное правительство и донской парламент – за оказанное доверие и финансовую помощь.
Как водится под Новый год гости пришли с подарками. Светлана Александровна Титова от районной администрации передала открывшейся ресурсной группе цветной принтер, а Сергей Александрович Косинов – декоративную светодиодную оленью упряжку с санями для новогоднего украшения дворовой территории детского сада. Она стала приятным дополнением к ранее подаренным депутатом развивающим фигурам, также предназначенным для уличной установки.
Гостям предоставили почетное право перерезать символическую красную ленту перед входом в группу «Солнышко», после чего все желающие смогли осмотреть недавно оборудованные и специально оснащенные кабинеты.
Пять месяцев после старта
Ресурсная группа «Академии детства» начала свою работу как пилотный проект еще 1 августа 2022 года. За пять месяцев она пополнилась пятью воспитанниками с РАС, сформировался коллектив специалистов по работе с особенными детьми.
Благодаря поступившему за этот период основному и дополнительному областному финансированию приобретено и установлено необходимое оборудование, компьютерная техника, мебель, игровые и развивающие материалы: сухой бассейн и фитболы (большие мягкие мячи), современный большой батут, познавательный математический конструктор «Нумерошка», визуальные механические таймеры, переключающие внимание ребенка-аутиста с одного вида деятельности на другой,шумоизоляционные наушники, контролирующие частоту сердцебиения и ограничивающие звуковое окружение.
Созданы места для работы с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога. Специалисты посещают с ребятами сенсорную комнату, которая была создана и как комната для релаксации. Утяжеляющие одеяла, жилеты и шарфы помогают регулировать нервную систему воспитанников с ОВЗ, способствуют расслаблению, успокоению, восстановлению сна.
А главное — за каждым воспитанником закреплен тьютор, который сопровождает его в течении всего дня пребывания в детском саду, являясь для особенного ребенка и его семьи главным помощником.
Тьюторы, регулярно проходят курсы повышения квалификации и максимально тесно работают не только с детьми, их родителями, но и другими воспитателями, психологом и логопедом. Цель такого взаимодействия — совместное обсуждение особенностей малыша, его выявленных интересов, для планирования дальнейшей социализации и инклюзивного образовательного движения.