Святочные гадания, или Как на святках «святость не потерять»?

Практически каждый год каждому священнику приходится говорить о святочных гаданиях. Причём аргументы предающихся этому, совсем не безопасному занятию поражают находчивостью. Здесь и рассуждения о сохранении народных традиций. Доказательства, что это всего лишь безобидная игра и что такие занятия якобы благословлены Церковью, так как творятся с молитвой, церковными предметами (свечами, ладаном).

Злой дух очень хитёр на выдумки, и, чтобы оправдать своё лукавство, он подсовывает удивительные по находчивости аргументы.

старое Общество

Нет оправдания гаданию! Не существует безопасных методик, как и нет деления на «чёрных» и «белых» магов. Церковь всегда и во все времена запрещала гадания, как и хождение к бабкам, целителям, экстрасенсам, прорицателям, магам и прочей нечисти.

Много раз писали и проповедовали о сильном вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Приведём слова святителя Василия Великого: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесёт тебе нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждениями благами».

Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично, «что день (год) грядущий мне готовит». Этот интерес поддерживается всеми СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьёзными» программами на центральных каналах телевидения.

Предсказатели, маги, астрологи всех мастей предсказывали различные катаклизмы и даты конца света. Например, предсказания о конце света были на 1996,1997, 1999, 2001, 2008, 2011, 2012 год, однако, как видите, они не сбылись. Таких примеров можно приводить очень много. А ведь многие верили и продолжают верить таким гадателям! И очень зря!

«Святочные гадания, — пишет протодиакон Андрей Кураев, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие):

«Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облако-гонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся, и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (диаволом)?» (61 правило 6 Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, т.е. отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность — свободы собственной воли, Богом нам данной. Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих, эту свободу отдавать результату гадания и нечистой силе?

Наш край