Евгений Лаврухин — музыкант, гитарист, художественный руководитель популярных в разные периоды на миллеровской земле и за ее пределами вокально-инструментальных групп «Спринт», «Лайнер», ансамбля народной казачьей песни «Живая вода».
Известен миллеровцам, как автор музыки и аранжировки песен «Любимый город мой», «Мой город Миллерово» — на стихи Алексея Лавронова и Любови Дутовой.
В начале 2000-х был музыкальным редактором известной ростовской студии звукозаписи «Амурские волны», готовившей фонограммы для участников крупнейшей в истории современной России творческой акции «Калина красная» по социальной реабилитации осужденных.
Автор композиции «Ванька», ставшей лауреатом всероссийского фестиваля авторских песен «Гринландия» имени Иосифа Кобзона, цикла патриотических песен, посвященных событиям, происходившим на Украине и в Донбассе с 2014 года, инициатор флешмоба «Вставайте, русские люди!» в рамках всероссийской акции 2022 года «Своих не бросаем».
Набросок к портрету героя
Есть мнение, что значимость человека определяется его необходимостью, тем, насколько в нем нуждаются окружающие. В том, что Евгений Николаевич
постоянно чем-то занят и в культурной городской среде, что называется, нарасхват, сомневаться не приходится. Для того, чтобы пообщаться и рассказать о себе и своем творчестве, он едва смог выкроить час в плотном рабочем графике. В городском Центре культуры и досуга, с которым Лаврухин тесно сотрудничает в последние годы и где руководит клубным формированием «Живая вода», его с утра ждут для проведения занятий и репетиций.
С собою он принес в редакцию множество фотографий из личного архива, среди которых есть раритетные. Что примечательно, на большинстве из них герой статьи запечатлен с коллегами по цеху из творческих коллективов нашего времени и ВИА прошлых лет: Игорем Большенко, Евгением Мищенко, Сергеем Стрельцом, Василием Землянухиным, Сергеем Осадченко, Игорем Каштура, Виталием Щучкиным и многими другими музыкантами (самые интересные снимки обязательно разместим на сайте и в наших группах в соцсетях). Ретро-фото, как страницы истории, рассказывают не только об этапах судьбы Евгения Лаврухина, но и о культурном прошлом и настоящем Миллерово.
Любил музыку с детства
Рассказывая о том, как стал музыкантом, Евгений Николаевич не без улыбки вспоминает беспокойное детство непоседы, песни под гитару на улице с одногодками и друзьями постарше, неоднократные и безуспешные попытки освоить нотную грамоту в миллеровской детской школе искусств. Поступал сюда и бросал занятия несколько раз. То вместо любимой гитары его записывали в класс балалайки, то не оказывалось свободного места на популярный в 1960-х баян, то мальчишеское усердие и терпение заканчивались. Позже был небольшой период обучения игре на саксофоне в Доме пионеров.
Всерьез же музыкой увлекся уже после школы, в 70-е, во время учебы в ДСХТ, где постигал азы механизации. Тогда хорошо известный советскому поколению миллеровцев музыкант Алексей Усачев, студент той же специальности, создал и руководил первым в техникуме молодежным вокально-инструментальным ансамблем, в который буквально втянул всех своих знакомых и друзей, увлеченных музыкуальным искусством, в том числе и Евгения. Здесь и состоялось его близкое знакомство с электрогитарой, были сделаны первые шаги в коллективном творчестве.
Трилогия творческого пути
И все же отправными точками в своей биографии Лаврухин считает более поздние события, позволившие ему стать тем, кем он сегодня является.
Если говорить о том, где получил основное образование, то, по аналогии с «Моими университетами» Максима Горького могу выделить три самых важных этапа в моей биографии: службу в армии, учебу в Ростовском училище искусств и пение в церковном хоре, — делится Евгений Николаевич.
Закончив ДСХТ, в 1976 году Евгений отправился на срочную службу в военно-строительные войска. Попал в строевую учебку в г. Горьком, где был большой военный духовой оркестр. Чтобы попасть в коллектив на освободившееся место тенора, музыкантам-срочникам необходимо было за две недели освоить этот духовой инструмент. Лучше всех с поставленной задачей справился новобранец Лаврухин. Позже в военный оркестр подтянулись ребята, у которых за спиной уже было средне-специальное музыкальное образование и опыт игры в известных духовых оркестрах страны. За два года службы научился у них многому, параллельно поступил и заочно окончил музыкальную школу одного из Московских университетов, а после службы в армии — Ворошиловградское государственное культпросветучилище, где приобрел специальность руководителя оркестра народных инструментов.
Твердую же теоретическую и практическую основу получил в Ростовском училище искусств, успешно пройдя обучение по специальности «гитара» на эстрадно-джазовом отделении.
От песнопений — к вере
О третьем своем «университете» — церковном хоре – Евгений Николаевич говорит с особым теплом. Он был создан при храме Апостола Андрея Первозванного благодаря его первому настоятелю протоиерею Григорию Келеберде и инициативной прихожанке, педагогу миллеровской детской школы искусств В.Д. Спиридоновой в конце 1990-х, а для участия в нем были приглашены педагоги той же школы, известные миллеровские музыканты, в том числе и Евгений Лаврухин.
Все считали себя профессионалами и специалистами в области вокала, но столкнувшись с текстами песнопений, написанными на церковнославянском языке, без размеченных тактов и каких-либо отсылок к нотной грамоте, участники хора поняли, что окунулись в совершенно иную сферу не только музыкального творчества, но и православной культуры, где одним светским образованием не обойтись. Предстояла долгая и кропотливая работа, многочасовые репетиции с наставлением и подсказками батюшки, прежде чем слово священника во время богослужений стало сопровождаться красивым песнопением. К тому времени Евгений Лаврухин, как и большинство участников хора пришел не только к пониманию смысла совершаемых в храме молитв, но и к настоящей вере.
Увлечение на всю жизнь
Обозначая место музыкального творчества в своей биографии, Евгений Николаевич называет его главным увлечением жизни. Реальность такова, что одними песнями сыт не будешь, хотя в перестроечные годы, коллективы миллеровских артистов имели немалый успех и заработок у публики во время гастролей по всему северу Ростовской области. Перестройка и с ее безграничными и зачастую юридически нерегулируемыми возможностями ушла в прошлое. Чтобы содержать семью, Лаврухин перешел в сферу предпринимательства, работал в строительстве и торговле. Но даже в самые сложные времена сохранял верность музыке.
В творческом багаже миллеровского музыканта — около 400 собственных песен. Далеко не всем из них довелось увидеть свет. Как говорит автор, писал по вдохновению, не для широкой общественности, скорее, для личного, семейного прослушивания и круга близких друзей. Среди его произведений есть и хулиганские, и лирические, обращенные к глубинам человеческой души. Это объяснимо: настроение и взгляд на мир с течением жизни меняются.
Главное, что за все эти годы осталось для Евгения Лаврухина неизменным: скромность, честность в жизни и творчестве, уважение к людям и любовь к родному краю, стремление к обновлению и легкая самоирония, помогающая музыканту не останавливаться на достигнутом.
Евгений Лаврухин (в центре) с дочерью внучкой и сыном. Лилия Тертышникова — культорганизатор и солистка Дома культуры Миллеровского района. Любовь к музыке и творчеству переняла от отца и передала своей дочери. Ева — учащаяся Миллеровской ДШИ по классу фортепиано и вокала.
Алексей Лаврухин перед тем, как заняться предпринимательством, окончил Ростовское училище искусств по той же специальности, что и отец.
Фото из личного архива Евгения Лаврухина