Учитель здоровья

Учитель здоровья

Суть его проста: в каждой школе медработник будет не только наблюдать за физическим состоянием учащихся, но и выполнять просветительские функции.

— Это ведь довольно обширная составляющая профилактической работы. Детям будет полезно и важно для их последующей здоровой жизни знать, как правильно питаться, как одеваться и как заботиться о себе, чтобы прожить полноценную и радостную жизнь, — считает министр здравоохранения области Татьяна Быковская.

Пилотный проект планируется реализовать в течение 2016-2018 годов. «Лабораторией» для него станут пока ростовские площадки — детская поликлиника №1, гимназия №19, школа №44, «лаборантами» — специалисты поликлиники, учебных заведений и разработчики аппаратно-программных комплексов АРМИС. Но если реализация проекта покажет себя эффективной, эта практика будет распространена на все школы региона и страны.

Побывавшая с рабочим визитом на донской земле замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева отметила, что у нас, при сравнительно отлаженной школьной медицине, здоровые дети составляют 33% учащихся. По стране этот показатель ниже — всего 29% ребят могут считаться абсолютно здоровыми. Функциональные отклонения в здоровье имеет большинство — около 57% современных школьников. Но у каждого из них есть шанс перейти в группу здоровых при выполнении определенных условий и правил жизни и поведения.

— О хронических заболеваниях у школьников мы речь не ведем, но проблемы с осанкой и зрением встречаются часто, — поясняет Татьяна Быковская. — А еще есть проблемы психологические — очень уж большие нагрузки и напряженный режим дня у современных учеников, особенно у старшеклассников.

Тутто и понадобится помощь школьного медработника. Заниматься профилактической работой на постоянной основе: отслеживать состояние здоровья, психологический фон и так далее — может не обязательно врач.

 

— Мы пришли к выводу, -рассказала Татьяна Яковлева, — что это может быть бакалавр или фельдшер, который имеет право на выполнение двух третей функций врача — и прививки делать, и первую помощь оказывать, и профилактические беседы проводить.

При том, что школьные кабинеты не должны превращаться в лечебницы — но они будут иметь тесную связь с поликлиниками, в ведении которых и останется лечение.

— Конечно, это в некотором роде переломная идея. Будет не только формироваться новая система в здравоохранении, но и сознание меняться, — считает глава донского минздрава. — Родители у нас нередко уповают на участкового врача, но он видит ребенка, как правило, уже заболевшего, когда уже поздно говорить о профилактике и работе на опережение. Идея «Школьной медицины» как раз в том, чтобы всегда находиться в авангарде.

В связке, согласно идее нового проекта, нужно будет работать и педагогам, и психологам, и родителям — рекомендации школьного медика обязательны к исполнению всем заинтересованным сторонам. Школьный доктор сможет вносить коррективы в программу физического воспитания школьников, а также следить за качеством питания в школьных столовых.

На Дону к «Школьной медицине» готовы — есть нормативно-правовая база и свои наработки, которые будут на руку школьным медработникам. В минздраве РФ созданную у нас систему называют базовой: на наш опыт, возможно, будут опираться другие регионы. В первую очередь это касается законодательного сопровождения, и, конечно, АРМИСов, зарекомендовавших себя как доброе подспорье при выявлении проблем со здоровьем у школьников на ранних этапах.

Напомним, что с сентября 2012 года в 100 общеобразовательных школах области начали работать аппаратно-программные комплексы диагностического назначения «АРМИС». Сейчас уже более 200 школ располагают ими. АРМИСы позволяют качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществлять комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма. Данные поступают в поликлинику, и ребенка уже «ведут» специалисты. До 1 сентября 2017 года комплексы будут работать во всех 550 базовых школах региона — параллельно с реализацией пилота «Школьная медицина».

Школьному медицинскому работнику предстоит стать промежуточным звеном и тем профи, который построит в юных умах модель здорового образа жизни на фундаменте пропаганды спорта и отказа от вредных привычек. Ему можно будет задать любой вопрос, касающийся здоровья человека и заботы о себе.

Автор: redaktor

Перейти к содержимому