«Наш край», как авторитетный источник достоверной информации для своих читателей, счел необходимым разобраться: насколько обоснованна эта точка зрения и так уж исключительна ситуация, в которой мы все оказались.
Среди множества трудов, написанных отечественными историками, особое внимание привлекает труд преподавателя кафедры Церковной истории Московской духовной академии и клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском районе г. Москвы иерея Ильи Письменюка «Русская церковь в период эпидемий: исторический очерк».
Согласно очерку историка, появление отечественной эпидемиологической науки было связано с одной из самых страшных вспышек чумы в истории России, произошедшей в 1770-1772 г. Чума в страну проникла в 1769 г. из Турции, с которой в те времена шла очередная война. Когда в 1771 г, из-за нерасторопности и упущенного чиновниками и врачами времени, болезнь уже вовсю распространилась в Москве, Государственный совет по личному указу Екатерины II составил перечень предупредительных мер для предотвращения проникновения заболевания в Петербург и в другие города империи. Отдельный пункт касался Церкви: «Московскому архиерею вменялось в обязанность поручить чтение по церквам составленных Синодом молитв, а также манифеста о прилипчивой болезни и приложенные от Сената пункты, какие брать осторожности».
Московский архиепископ Амвросий предпринял целый ряд мер против распространения заразы: «…приказал священникам, при исповеди и причащении, совершать эти таинства через двери или окна, не прикасаясь к больным; при крещении детей, не брать их в руки; умерших от чумы не отпевать, а прямо отправлять на кладбище». К сожалению,несмотря на все прилагаемые меры «народ продолжал однако не верить опасности и, согласно с прежним мнением некоторых врачей, считал болезнь не заразительной». Еще больше люди взбунтовались после того, как и церковь вслед за городскими властями приняла карантинные меры. Подогревали панические настроения лжепророки, своими проповедями усиливающие страх суеверной толпы.
С этими событиями напрямую связан и известный «Чумной бунт» 1771 года.
Московский архиерей попытался помешать молящимся паломникам собираться у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города Он приказал запечатать короб для приношений, а саму икону убрать. Это вызвало врыв возмущения.
По звуку набата толпа восставших разгромила Чудов монастырь в Кремле, взяла приступом Донской монастырь, убила скрывавшегося там архиепископа Амвросия, после чего принялась громить карантинные заставы и отлавливать ненавистных ей врачей.
Только решительные действия, принятые московским главнокомандующим П.Д. Еропкиным, позволили подавить «чумной бунт». Синод постановил духовенству зачитывать наставления против «моровой язвы». Вскоре во всех храмах и монастырях города их стали зачитывать дважды в день: перед и после Божественной литургии.
Особую роль в итоговой победе над чумой в Москве сыграл молодой лекарь, который несмотря на возраст (27 лет), проявил исключительные способности: «Д. С. Самойлович был убежден, что в основе успеха ликвидации эпидемии лежит строгая изоляция от здоровых людей больных и умирающих, а также тех, кто имел какой-либо контакт с заболевшими».
По материалам портала «Богослов.Ru»