Обновлённые правила расчёта утилизационного сбора вступают в силу с 1 мая 2025 года. В России начнут действовать новые нормы, которые изменят порядок расчёта утиля для автомобилей, прицепов, шасси и других колесных транспортных средств.
Эти изменения, утверждённые постановлением Правительства РФ №1291, касаются как физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, так и организаций, занимающихся импортом и продажей транспортных средств.
Нововведения повлияют на затраты при ввозе ТС, ценообразование и требования к оформлению документов. Особенно это затронет тех, кто покупает автомобили за границей — расчёт станет более индивидуальным, и итоговая сумма сбора будет зависеть от стоимости конкретного автомобиля.
Изменения в утилизационном сборе заключаются в том, что до мая 2025 года механизм расчёта был достаточно прост: использовалась фиксированная ставка в зависимости от типа транспортного средства. Этот подход не отражал реальной рыночной ситуации и не учитывал фактическую стоимость конкретного автомобиля.
С 1 мая будет введена новая система, где размер сбора будет рассчитываться по более гибкой формуле. Теперь при определении суммы учитываются не только базовая ставка, но и разница между средней стоимостью автомобиля из перечня Минпромторга и реальными расходами покупателя.
Если стоимость авто ниже средней рыночной цены, сбор увеличится. Если подтверждены высокие затраты, сумма может быть ниже. Таким образом, расчёт станет более точным и связанным с реальной ценой сделки.
Формула расчёта будет следующей:
УС = УСед + (РС – СЗ) × 0,5
Где:
УС — итоговый утилизационный сбор
УСед — базовая ставка, зависящая от параметров автомобиля
РС — средняя цена по перечню Минпромторга
СЗ — подтверждённые расходы покупателя.
Если автомобиль не включён в перечень Минпромторга, применяется повышающий коэффициент: УС = УСед × 3 Это увеличит расходы, поэтому лучше выбирать модели, уже включённые в перечень.
С переходом на новую методику расчёта сумма утильсбора с 1 мая 2025 года будет зависеть от ваших документов. Если вы сможете подтвердить, что автомобиль был куплен по цене ниже рыночной, итоговый сбор увеличится для компенсации разницы.
Если документы на оплату отсутствуют или оформлены неправильно, расчёт будет производиться по максимальной ставке, как будто вы ничего не потратили. Это особенно важно для тех, кто ввозит автомобили по заниженным ценам или неофициальным каналам. Новый порядок направлен на сокращение возможностей для манипуляций и на повышение справедливости.
Пример расчёта утилизационного сбора:
Вы купили кроссовер за 2 300 000 ₽. Средняя стоимость по Минпромторгу — 2 800 000 ₽. Базовая ставка — 120 000 ₽. Расчёт утилизационного сбора: 120 000 + (2 800 000 – 2 300 000) × 0,5 = 120 000 + 250 000 = 370 000 ₽ Если модель не входит в перечень Минпромторга: 120 000 × 3 = 360 000 ₽ Таким образом, сумма по новой формуле может превысить даже трёхкратную ставку, если разница в цене велика.
Особенности для физических лиц с 1 мая 2025 года: если вы ввезли автомобиль как физическое лицо для личного использования, но затем перепродали его в течение 12 месяцев, вам придётся уплатить разницу между льготной и полной ставкой утилизационного сбора. Эта мера введена для борьбы с попытками обойти законодательство и использовать льготные условия для коммерческого импорта. Ранее схема «ввоз для себя — продажа через пару месяцев» позволяла существенно экономить на сборах, но теперь такая практика будет строго контролироваться.
При обнаружении факта перепродажи в течение года после ввоза государство потребует компенсировать недоплаченный сбор по полной ставке.