В спектакле нет военных действий. И все-таки война – главный герой этого драматического произведения. Она в голосе по радио, в неуютной казенной комнатенке, где живут четыре девушки-шифровальщицы, в их военных гимнастерках и сапогах. Четыре девушки и война.
Четыре жизни, четыре судьбы. Единство места, времени и действия. Место: блиндаж служащих в секретном отделе фронта. Время: сжато до нескольких дней. Действие: ожидание наступления наших войск под Курском. И бешеный водоворот, остановить который ни одна не в силах. У каждой свои понятия чести и долга, дружбы и товарищества, веры и любви.
Молодые доверчивые женщины даже не представляют, какие последствия могут иметь их, казалось бы, невинные слова и поступки. Они работают, ждут писем и мечтают о любви.
Тося в исполнении Екатерины Макаровой — решительная, уверенная в себе, неугомонная девушка, убежденная, что женщина на войне может позволить себе больше, чем в мирное время. Она немного иронична с подругами, потому что те только мечтают о любви, а у нее настоящий фронтовой роман с боевым офицером из разведотдела, инструктором по диверсионной работе. О любви мечтает и старшина Валя Чиркина. Она самая старшая из девочек и самая серьезная. Непростая роль досталась Людмиле Балабуевой. Ее героиня вступает в конфликт с Тосей. Они два полюса, все у них разное: отношение к людям, жизни, книгам, событиям. И этот конфликт заканчивается трагедией. Скажу одно – Людмиле Балабуевой удалось создать образ человека, порожденного эпохой. Она считает, что все, что она делает – делает не для личной выгоды. Она уверена, что это она помогает разоблачить врага и приблизить Победу. Таким врагом для нее становится Тося.
Невольно осколки этого конфликта затрагивают и двух других девушек: милую, наивную Наташу Судакову – сыграла ее Ирина Земенкова, и скромную, тайно верующую в Бога (а по ее словам, в добро) Людочку Рунову — ее сыграла Ольга Гадиева.
Надо отдать должное актрисам: они мастеровито показывают к концу спектакля трансформацию своих героинь. Зритель видит, как перед арестом «разбитная», все знающая о жизни Тося превращается в беспомощную, растерянную женщину. Романтическая, доверчивая Наташа Рудакова вдруг осознает, что люди могут быть очень жестокими. А бесконечно добрая Люда Рунова превращается в суровую проповедницу и обращается к Валентине со словами прощения за зло, которое она им причинила. И железная Валентина воспринимает их, но только в конце спектакля, когда получает известие о гибели своего политрука.
Спектакль театра «Родник» в первую очередь для молодых зрителей, ведь в этом возрасте многое еще не воспринимается всерьез, а жестокое немилосердное время заставляет взрослеть и отвечать на вопрос, что есть зло, а что добро. А ошибка равна смерти. Почему? Это, девушки, война.
Автор: Г. Мелехина, режиссер народного театра «Родник»