В ходе Димитриевских чтений миллеровцы поделились опытом преподавания в воскресных школах

С 27 октября по 10 ноября 2021 года в Донской митрополии проходил ежегодный церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения – XXVI Димитриевские образовательные чтения. Их тема соответствовала общей тематике XXX Международных Рождественских образовательных чтений – «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина о праздновании в 2022 году — 350-летия со дня рождения Петра I).

Благочинный Миллеровского церковного округа иерей Роман Калинин и директор воскресной школы Радость Н.В. Белоусова ведут трансляцию конференции из Свято-Андреевского храма г. МиллеровоПравославие

 

В режиме онлайн

Димитриевские образовательные чтения  — региональный этап международных Рождественских образовательных чтений, который прошел под председательством главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и губернатора Ростовской области Василия Голубева, с участием председателя и депутатов регионального Заксобрания, министерств, силовых структур, депутатов городских округов, сити-менеджеров городов, педагогов, профессорско-преподавательской корпорации юга России.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции участники XXVI Димитриевских образовательных чтений вели совместную деятельность в формате онлайн на платформах zoom, skype и других интернет-сервисах.

Всего в 10 направлениях работы форума состоялось более 100 секций, а также межрегиональные конференции, телемосты, круглые столы, многочисленные мастер-классы. Для Ростовской области Петр I имеет особое значение, так как первые крупные победы великого императора состоялись на донской земле. Этой теме были посвящены десятки мероприятий централизованной библиотечной системы. Завершились XXVI Димитриевские образовательные чтения итоговым пленарным заседанием с участием главы региона.

Представители духовенства и властных структур, образовательного комплекса области  и общественности обсуждали актуальные проблемы, стоящие перед Русской Православной Церковью, разбирали вопросы, связанные с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием детей и молодежи.

 

Копилка премудростей «Вертограда» 

Одна из секций XXVI Димитриевских образовательных чтений прошла под председательством благочинного приходов Миллеровского церковного округа Шахтинской епархии, настоятеля храма апостола Андрея Первозванного иерея Романа Калинина. Сопредседателем мероприятия выступил настоятель храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона иеромонах Димитрий (Яроцкий), куратором —  методист Управления образования Миллеровского района Л. П.  Киселева.

Всего в видеоконференции приняли участие около 30 человек: духовенство, директора и педагоги воскресных школ  Шахтинской епархии, преподаватели основ православной культуры Миллеровского района, пресс-секретарь Миллеровского благочиния.

В ходе работы секции был представлен положительный опыт преподавания в воскресных школах г. Миллерово по программе «Вертоград», разработанной и используемой в Михаило-Архангельском храме г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии РПЦ. О преимуществах использования учебно-методических пособий «Вертограда» и результатах их внедрения в процесс обучения и воспитания детей на местном уровне, рассказала директор воскресной школы «Радость» при Свято-Пантелеимоновском храме Н. В. Белоусова.

— Славянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник». Это поэтическое название соответствует и тому, что, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я – истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин 15:1).

С помощью программы, разработанной около десяти лет назад коллегами из Московской области, миллеровские педагоги воскресных школ смогли систематизировать и поэтапно, год за годом преподавать в семилетнем курсе обучения детей материал разных направлений: храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме), православный иконостас (двунадесятые праздники, лики святых, разбор устройства иконостаса), Ветхий Завет, Новый Завет, история Церкви, православное богослужение (всенощное бдение, литургия), православный катехизис (краткое наставление в православной вере), церковнославянский язык, — поделилась Нина Васильевна.

При этом современные богословские и естественнонаучные знания преподаются воспитанникам воскресной школы с учетом их возрастных особенностей, применением творческого компонента, ведутся на доступном языке,  они обогащены сведениями по православной культуре, а главное позволяют прививать детям любовь к Богу, человечеству, православной Церкви, учить их доброте, заботе о ближних и жертвенному труду.

Составляющие духовности: творчество и природа

На конференции также обсуждался вопрос особенностей преподавания декоративно прикладного творчества в воскресной школе и влияния творчества на духовную жизнь ребёнка. Своим опытом и наработками поделилась преподаватель декоративно-прикладного искусства воскресной школы «Свечечка» при Свято-Андреевском храме г. Миллерово С. В. Кравцова, которая отметила, что творчество – необходимая составляющая для духовно-нравственного развития детей. Ведь изготавливая своими руками поделки, ребята учатся трудиться, проявлять фантазию,  смекалку и воображение, замечать красоту окружающего мира и передавать ее в своих работах.

Особый интерес у участников онлайн встречи вызвали рассказ и демонстрация видеоролика об учебном детском театре «Воскресение» при храме в честь Великомученика Пантелеимона г. Гуково. Это уникальный проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов. Опытом передачи детям богословских знаний посредством их участия  в театральных постановках православной тематики поделились руководитель проекта диакон Андрей Яненко и директор воскресной школы Пантелеимоновского храма Т. Ю.  Дубовик.

Не менее важную роль в духовном становлении личности ребенка играет и познание им окружающего мира. «Поход на природу, как одна из педагогических форм взаимодействия с детьми» —  с докладом на эту тему выступила директор воскресной школы «Радость» при храме Почаевской иконы Богородицы г. Каменск-Шахтинского В. В. Галдина.

Опытом работы с подростками, завершившими обучение в воскресной школе поделилась методист воскресных школ при Шахтинской епархии, преподаватель воскресной школы «Покров» при Шахтинском Покровском кафедральном соборе А. А. Зырянова, которая отметила, что удержать стремление к духовно-нравственному началу, свойственному вчерашним детям, а ныне подросткам, вступившим в пору максимализма и внутреннего выбора, довольно непросто. Чтобы достичь этой цели, взрослые должны понимать и разделять интересы молодежи, а преподаватели использовать нестандартные методы взаимодействия с ними. К примеру, вместо долгих и утомительных нравоучений – вместе посмотреть  художественный или документальный фильм нравственной тематики, а затем поделиться впечатлениями от просмотра и обсудить затрагиваемую в нем проблему.

В завершении встречи куратор Л. П.  Киселева и все собравшиеся высказали единодушное мнение о важности тем, поднятых на заседании секции, дали положительную оценку деятельности коллег и приняли решение использовать их опыт и наработки в воспитательной работе с детьми не только в воскресных, но и в общеобразовательных школах.

Автор: Марина КРЕМЛЕВА, помощник благочинного Миллеровского церковного округа, пресс-секретарь Миллеровского благочиния.

Наш край