Показ спектакля «Это, девушки, война» по пьесе Тараса Дрозда состоялся в Миллерово накануне празднования Великой Победы. Произведение написано в 1984 году.
Зрителю представлена жизнь шифровальщиц Тоси и Наташи, кодировщиц-Люды и Вали, в пределах одной декорации – их комнаты, где и происходят все важные события. Пьеса показывает закулисную жизнь девушек во времена Великой Отечественной войны. Надежда, вера, и любовь-царят в атмосфере маленькой комнатки. Они плачут, делятся переживаниями, если грустно, смеются и танцуют, когда весело, любят, хранят тайны. Каждая индивидуальна.
Будни девушек состоят из ожидания победы, но репродуктор сообщает, что «существенных изменений не произошло». Им доверено работать с секретными материалами, информацией. Но в итоге весь «квартет» оказывается в особом отделе.
Тося Котик в исполнении Екатерины Макаровой очень живая, энергичная, ей не сидится на месте,– она самый настоящий экстраверт. Это персонаж полный жизни. Она умеет любить, искренне радовать мелочам, своей подвижностью она похожа на волчок. Большая редкость для времени действия пьесы. Героиня проницательная, скрыть что-либо от неё трудно. Думаю это крепко связано с тем, что Котик и сама любит замалчивать некоторую информацию. Тем не менее, на других правду часто практикует. Например, она возвращает Валю из книжного раздумья, расписывая качества её романа.
Финал доказывает нам, что Тося – верная подруга, да, хоть и ветреная, но не шпионка. В момент, когда Валентина спрашивает шифровальщицу, действительно ли Люда верует, та отвечает — нет.
Образ Вали не менее интересен. Девиз по жизни «Строгость во всём и следование предписанным правилам». Даже любовные письма выглядят как отчёт;
«Люд, это письмо или газета, а?» — характеризует фронтовое письмо Тося.
Девушки говорят о грубости и неспособности любить, в чём ошибаются. За маской суровой старшины скрывается любящая женщина. Любовь Вали не такая, как у Тоси – это не яркий фронтовой роман, а на расстоянии, изложенная в письмах. Героиня раскрывается в полной мере в нескольких эпизодах.
Первый – монолог «письмо к Михаилу». Здесь образ переживает перерождение. Валентина открывается с другой стороны — слабая, ждущая, любящая женщина.
«Я не могу больше, Мишенька, приезжай скорей… Я устала от этой войны, силы начинают оставлять меня, я еще ни разу не видела живого фашиста, а уже больше не могу, поэтому прошу, приезжай!..»
Уже не старшина Валентина Чиркина, а такая же, как и все.
Второй момент – диалог с Людой:
ЛЮДА. Кто же тогда сообщил в особый отдел, что я верующая? Что я вступила в комсомол, скрывая свои убеждения. А ведь ты даже не знаешь, что такое вера.
ВАЛЕНТИНА. Я и не хочу знать. Мне не нужно этого знать!.. Подожди, Люда. Я не хотела Тосе зла. Клянусь. И тебе, Люда, я ничего плохого не хотела. Меня спрашивали, понимаешь? Мне приказали отвечать честно. Потому что так нужно.- мне приказали — я ответила, в этом и проявляется тотальная правильность Вали и верность государству, а не дружбе. Она создала себе стереотип, что один лишь долг превыше всего.
Третий момент – когда Чиркина получает похоронку. В этот момент её каноны рушатся.
Образ Наташи в спектакле легкий и добрый. Актрисе удалось перевоплотиться в восторженную шифровальщицу. Вначале героиня предстаёт мечтательницей. Занимаясь расшифровкой, Наташа находит кодовое слово «Ермолай». А будучи натурой любопытной она решает узнать, кто же это такой. По сути, с этого и начинаются все проверки в особом отделе. Ермолай же окажется легендой, прикрытием для двух шпионок, которые перехватывали данные. После этого героиня станет смотреть на мир более реально.
Люда в исполнении Ольги Гадиевой – это тихая и спокойная личность. Вопреки коммунистическому атеизму она верит в Бога и свою грешность, в отличие от Вали, которая считает себя правильной.
Постановка выдалась замечательная. Администрация Миллеровского района отметила театральную труппу почётной грамотой за вклад в общественную деятельность.
Автор: Юлия Куликова