Вам шашечки или ехать?

Более двух лет прошло с момента вступления в действие закона, призванного урегулировать работу такси. Однако ожиданий самих таксистов он не только не оправдал, а даже повлек дополнительные затраты. Нелегалов, так называемых бомбил, стало еще больше, потому что серьезных санкций против них в законе не предусмотрено.

Бывает таксист «белый», бывает «серый»

Транспорт

А какой попадется вам в следующий раз, когда придется ехать ночью на вокзал, везти ребенка в больницу или возвращаться поздно от подруги…. да мало ли что? Такси прочно вошло в нашу повседневную жизнь. И очень хорошо, что услуга эта у нас есть и доступна большинству в той или иной степени. Потому что те времена, когда «наши» люди в булочную на такси не ездили, давно прошли, а сегодня некоторые миллеровцы даже на работу на них ездят.

Однако в самом таксистском сообществе не все так благополучно. В Миллерово работают около десяти таксомоторных предприятий, если их можно так назвать, со своими диспетчерскими, принимающими заявки от миллеровцев. На самом деле — это индивидуальные предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. По договору с этими индивидуальными предпринимателями работают другие ИП на своих или арендованных автомобилях, которые покупают и выполняют заказы у ИП с диспетчерскими. На этих десяти предприятиях в общей сложности задействовано около 100 автомобилей. Все они имеют необходимые лицензии, их водители ежедневно проходят медицинское освидетельствование, а автомобили — техосмотр дважды в год.

Однако есть и были, кажется, всегда и другие таксисты, которых называют бомбилами. Это про них еще говорят — «серые», «черные», «волки» и т. д. По численности, как считают «легалы», они им не уступают, значит, их тоже не менее 100. Но работают бомбилы без лицензии и без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. А из дополнительных, кроме «на бензин», затрат — это 300 рублей на липовые шашечки, которые, как только пассажир садится в машину, обычно убирают.

Из пушки по воробьям

Сергей Анатольевич Попов — руководитель такси «Фаворит», которое в городе работает уже около 10 лет. За годы «борьбы» с нелегалами пришел к грустному выводу, что на самом деле это бесполезно. Мало того, что бомбилы, работая незаконно, не платят никаких налогов (а это по подсчетам бухгалтера одного из легальных такси около двух миллионов рублей ежегодно), они действительно создают им серьезную конкуренцию. Были попытки как-то воздействовать на них со стороны администрации, самих легальных таксистов, но современем бомбил становится только больше.

Серьезно надеялись на новый закон, который эти надежды не оправдал. Штраф за незаконное предпринимательство, как пояснили нам в налоговой инспекции, составляет от 500 до 1500 рублей. А штраф за перевозку пассажиров без лицензии — 5000 рублей. Вот и все наказание. Это, считает Сергей Анатольевич, все равно, что из пушки по воробьям стрелять.

Немного истории. Нелегальные перевозчики в Миллерово базируются в районе двух вокзалов. Это место сами «серые» называют «тырло». Звучит хоть и не очень привлекательно, зато название укоренилось. Этимологию миллеровского «тырла» установить сегодня уже невозможно. А вообще «тырло» на тамбовском наречии означает стойло, на оренбургском — притон, приют для скота на дальней пастве, место водопоя и отдыха в жару, или место ночевки.

Тырловское сообщество, как рассказывает один из его «старожилов», всегда было очень организованно. Был «старший», в разное время он назывался по-разному, в функции и задачи которого входил контроль за порядком, установление очередности в выполнении заказов, а в прошлые времена (лет 10-15 назад) и улаживание возможных «вопросов» с разными инстанциями.

Пассажирам всё равно?

Проведенный опрос на одном из федеральных телеканалов исследовал мнение россиян о том, что они предпочтут: лицензированное такси, но дороже, или услуги бомбил, но дешевле. В результате опроса мнения распределились так: 35 % предпочли дороже, но с гарантиями, остальные 65 % — без гарантий, порой сердито, зато дешево.

Миллерово, помимо других достопримечательностей, уникален еще и тем, что услуги нелегальных такси у нас не дешевле, а, наоборот, дороже. С вокзала в любую точку города вы доедете не за 80, как на всех такси в городе, а за 100-150 рублей, как повезет. Такой нонсенс.

Однако если даже пассажиру по большому счету все равно, заплатил ли везущий его таксист налоги, то о своей безопасности все-таки заботится каждый. И очень хорошо, когда, пользуясь услуг ой такси, мы имеем хоть какие-то гарантии.

Кто виноват — понятно. А вот — что делать? ГИБДД за прошлый год выявила 16 «нелегалов». Общая сумма штрафов составила 80000 рублей. Но это никого из остальных, да и самих, наверное, попавшихся, не остановило. Поэтому, как считают «белые» таксисты, нужен другой закон, где сумма штрафов была бы соизмерима с полугодовым заработком (в среднем в месяц они зарабатывают до 20000 рублей), т. е. не менее 100 000 рублей плюс конфискация автомобиля. Тогда не платить налоги и ездить без лицензии стало бы невыгодно.

Кормить семьи нужно всем — с этим никто не спорит. Но, если мы все-таки стремимся в цивилизованное общество, с «серыми волками» путь этот будет, бесспорно, долгим.

Наш край