Встреча Бога и человека: 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне

Встреча Бога и человека: 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне

В череде христианских праздников есть те, о которых знают буквально все, могут хотя бы в двух словах описать их смысл и то, что, собственно, празднуют Церковь. Рождество – Христос родился. Пасха – Христос воскрес, Троица – символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына. А что такое Сретение Господне? Что означает это непривычное для слуха современного человека слово «сретение»?

Слово «сретение» в переводе с церковно – славянского языка означает «встреча». Чтобы понять, что это за встреча, кого и с кем, попробуем свой взгляд перенести на «иконографию». В центре мы видим пять фигур. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Христа Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону Моисея, посвятить первенца Богу. Иисуса принял в свои руки старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. При встрече присутствовала также пророчица Анна, жившая много лет в Иерусалимском храме. Симеон и Анна славили Бога и пророчествовали о грядущей судьбе Иисуса Христа. На иконе обычно изображены Богоматерь и Иосиф, держащий в руках голубиных птенцов, (слева), Симеон Богоприимец с Младенцем Христом и пророчица Анна. На заднем плане в центре — престол под киворием (навесом с колоннами).

Духовная составляющая праздника раскрывается для нас в том, что Бог остается верен во всех словах и обещаниях своих. Встречаются два завета Ветхий и Новый в лицах старца Симеона и Младенца Христа. Господь послал исполнение ожидания Симеона, принявшего на свои руки «утеху Израилеву» — Христа Господня. Также торжество Сретения говорит о том, что Господь идет навстречу только к алчущим и жаждущим правды, потому что Он пришел на землю для того, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

С событием Сретения также связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. 

Двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному —  благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

Три интересных факта

1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.

2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.

3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

По материалам сайта foma.ru  православного журнала «Фома»

Автор: Марина Кремлева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content