С 1 января в силу вступило постановление Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2463. В обновленном документе были сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов. При этом новые правила содержат и ряд полезных моментов.
Появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований.
Непосредственно на торговых объектах не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
При покупке товаров в Интернет-магазинах теперь предусмотрено новое правило, согласно которому продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи. Оно должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре.
При доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа.
Новые правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, так как договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.
Ряд новелл касается продажи товаров с использованием автоматов.
Правила содержат отдельные нормы, регулирующие особенности продажи продовольственных, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных, растений и ряда иных видов товаров.
Всем автовладельцам, желающим уточнить происхождение и производителя топлива на АЗС, теперь можно ссылаться на пункт 71 новых правил.
Согласно пункту 73 новых правил контроль (надзор) за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Автор: Л. Харитонова, начальник территориального отдела Роспотребнадзора.