В семье А. Н. Бирюковой, заместителя директора по учебной работе школы № 2, сделавшей четверть века назад свой профессиональный выбор в пользу работы с детьми, раньше педагогов не было. Анна Николаевна стала первым. Спустя более 20 лет преподавания математики, у нее появились последователи — ее дети, племянники и ученики, для которых она не просто мама, близкий человек, учитель, но и настоящий наставник.
Математики связующая нить
Рассказывая о том, как пришла в профессию, Анна Николаевна Бирюкова выражает признательность своему бывшему классному руководителю, учителю математики миллеровской школы № 4 Е. А. Давиденко. Во многом благодаря ей царица наук стала сначала любимым школьным предметом, а затем и сферой профессиональной деятельности.
Решение пойти по стопам педагога-наставника она приняла еще в старших классах. Поэтому после окончания школы поступила на физико-математический факультет Южного федерального университета (ЮФУ, ранее РГУ).
— С 2002 года начала работать в школе № 2, совмещая заочную учебу в вузе с постижением практических азов преподавания математики. С теплом вспоминаю еще одного своего «путеводителя» — коллегу Л. В. Дергачеву, которая помогала мне осваиваться в коллективе профессиональными советами, моральной поддержкой, — моя собеседница.
Сегодня Анна Николаевна — один из ведущих педагогов, имеющий высшую квалификационную категорию, правая рука директора в вопросах организации учебного процесса.
Интерес к математике не остыл, напротив, с годами только усилился, став связующей нитью между учителем и школьниками. Только за последние пять лет А. Н. Бюрюкова смогла зажечь любовь к точным наукам в сердцах шести своих учеников, связавших с математикой, физикой и информатикой дальнейшую судьбу. Профессию учителя выбрали для себя сын, племянники и невестка педагога.
Добрый свет учительских глаз
В одном коллективе с А. Н. Бирюковой второй год трудится и молодой специалист, 25-летний учитель физики, информатики и математики с высшим образованием Т. В. Могильная. Татьяна Владимировна — бывшая ученица Анны Николаевны, а еще она ее родная племянница. Только дело тут вовсе не в родственных связях. Они, конечно, сыграли важную роль, но лишь в том плане, что Татьяна не только в школе, но и за ее стенами могла видеть добрые сияющие глаза искренне увлеченного своим предметом наставника, часто общаться с ней, проникать в тайны математической науки.
Параллельно с этим, будучи старшеклассницей, стала призером районного конкурса «Ученик года-2015». Под руководством учителя истории и обществознания, руководителя школьного музея О. В. Марущенко занималась научно-исследовательской работой, выступала на городских конференциях. Все это очень пригодилось во время учебы в Воронежском государственном педагогическом университете.
Работу в родной школе Татьяна Владимировна совмещает с учебой в магистратуре ЮФУ по направлению «организационная психология». Говорит, что эта наука помогает находить общий язык с разновозрастными школьниками. Математику преподает в 5-х классах, информатику — в 7-11-х, физику для семи- и восьмиклассников. Несмотря на небольшой педагогический стаж, уже успела найти подход даже к самым неусидчивым из них.
— Все дети разные по характеру и темпераменту. Бывает, что кто-то в классном коллективе отвлекается во время урока, мешает другим ребятам. Лучший способ вернуть его к работе — сказать: «Выходи к доске решать задачу!». Тут же ученик вовлекается в учебный процесс и все становится на свои места, — улыбаясь, рассказывает Татьяна Владимировна.
Помочь талантам раскрыться
К счастью, среди учеников Татьяны Владимировны и Анны Николаевны гораздо больше заинтересованных, увлеченных, проявляющих незаурядные способности. В их числе Анастасия Мирошниченко, Евгений Рудометов, Артем Бирюков, Анастасия Курченко. К таким ребятам тоже нужен особый подход, чтобы не погасить искорку их таланта и стремления к знаниям.
Педагоги уделяют особое внимание одаренным детям. Большим подспорьем в этом стал центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», открывшийся на базе школы в рамках федерального проекта «Современная школа», входящего в нацпроект «Образование».
— Задача школьной «Точки роста» — подготовка детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям, реализация ряда программ дополнительного образования, проектно-исследовательской деятельности и шахматного образования, — делится А. Н. Бирюкова.
Учителя математики и информатики помогают педагогическому коллективу настраивать новое цифровое оборудование центра. Значительная часть технической работы по функционированию школьного сайта легла на плечи Анны Николаевны и в годы пандемии коронавируса, в связи с введением дистанционного обучения.
Свои профессиональные знания и умения, как педагог-наставник, так и ее бывшая ученица, а ныне коллега, направляют на решение общей для школьного коллектива задачи — выпустить в большую взрослую жизнь грамотных в естественно-научной сфере молодых людей, которые смогут в будущем реализовать себя в качестве необходимых родному краю и стране специалистов.